Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Фома  / №6 (146) 2015

Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей» (50,00 руб.)

0   0
Первый авторВолошина Инна
Страниц11
ID440559
АннотацияДля Михаила Нестерова его картина «Видение отроку Варфоломею» всю жизнь оставалась самой значимой. За «Варфоломея» его благодарили Левитан и Суриков, Васнецов, Толстой и Горький. Картину Нестеров написал в 1890 году, было ему всего двадцать семь лет, а работал он почти до самой смерти — умер в 1942 году, в возрасте девяноста лет. Подводя итог всей своей творческой жизни, Михаил Васильевич не раз говорил: «Кому ничего не скажет “Варфоломей”, тому не нужен и весь Нестеров».
Волошина, И. Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей» / И. Волошина // Фома .— 2015 .— №6 (146) .— С. 72-82 .— URL: https://rucont.ru/efd/440559 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Жить будет «Отрок Варфоломей» Михаил Нестеров: завещание художника Для Михаила Нестерова его картина «Видение отроку Варфоломею» всю жизнь оставалась самой значимой. <...> За «Варфоломея» его благодарили Левитан и Суриков, Васнецов, Толстой и Горький. <...> Подводя итог всей своей творческой жизни, Михаил Васильевич не раз говорил: «Кому ничего не скажет “Варфоломей”, тому не нужен и весь Нестеров». <...> 1888–1889 естеров всю жизнь с поразительной последовательностью рисовал монахов, монастырскую жизнь, скиты, схимников, кротких, с глубокой печалью Христовых невест. <...> В действительности он был далек от образа кроткого отшельника: «Нестеров, измученный жизнью, — очень сложная, мучительно сложная натура», — писал знаменитый русский искусствовед, критик, художник Александр Бенуа о Нестерове. <...> «Он был одарен страстным темпераментом, неукротимой волей, неуемными чувствами», — писал биограф Нестерова, писатель, философ, священник Сергей Дурылин. <...> Ответ самого Нестерова: «В художестве, в темах своих картин, в их настроении, в ланд шафтах и образах я находил “тихую заводь”, где отдыхал сам, и быть может, давал отдых тем, кто его искал. <...> Беспокойный человек думал найти покой в своих картинах, столь не похожих на него самого». <...> Речь не про «тихую заводь» обывателя, в которой рано или поздно гаснут живые силы души. <...> Борис Пастернак как-то написал: «Жизнь — это поруганная сказка». <...> А Нестеров рвется к сердцевине именно «непоруганной» жизни, к тихости и мирности своих монахов и отшельников, которые опытно познали, как хорошо, светло, безмятежно живется в мире Божьем «во всяком благочестии и чистоте». <...> Он счастливо избежал участи Гоголя, да и многих других писателей и художников, людей искренне верующих, но обладающих трагическим даром создавать лишь образы тьмы — образы уродливого, карикатурного человека и России. <...> Дар Нестерова открывается в согласии с его внутренним отбором: «Меня тянуло как художника к типам положительным <...>