Как Антону Павловичу Чехову, который не раз говорил о том, что он «давно растерял всю веру», удавалось создавать произведения, созвучные духу и смыслу христианства? <...> Почему и сегодня его книги остаются для верующих не просто памятниками классической литературы, но важными собеседниками, задающими острые и глубокие вопросы о жизни и Боге? <...> Об этом мы говорим с доктором филологических наук, заведующим кафедрой истории русской литературы филологического факультета МГУ, председателем Чеховской комиссии Совета по истории мировой культуры РАН Владимиром Борисовичем Катаевым. <...> Репродукция предоставлена издательством «Белый город» 66 ФОМА • февраль 2015 Ку Веральтур февраль 2015 • ФОМА 67 ВЕРА КУЛЬТ УРА Чехов: быт или бытие? <...> — Как Чехов относился к религии, менялось ли это отношение на протяжении его жизни, и если да, то как? <...> — Оно менялось, потому что менялся сам Чехов как человек. <...> Из раннего письма: «Легко любить Бога, сомневаться в котором не хватает мозга». <...> При воспитании своих детей он добивался того, чтобы те строго следовали церковным обрядам и правилам. <...> Он сам руководил церковным хором и детей привлекал к пению в церковном хоре в Таганроге. <...> Вспоминая годы детства, Чехов говорил, что когда он пел с братьями в храме, то присутствующие умилялись и видели в них 68 ФОМА • февраль 2015 Писатель изучает, как разные люди претендуют на знание настоящей правды. <...> Дело в том, что религиозность их отца сочеталась с авторитарностью и физическими наказаниями детей. <...> Авторитарность, насильственное внедрение религиозности оставили у него тяжелые воспоминания и впечатления. <...> Он прекрасно знал главные церковные обряды, и это отразилось во многих его произведениях. <...> Несомненна его любовь к красоте церковной фразы, виртуозное знание библеизмов и использование их в произведениях, любовь к колокольному звону. <...> Брат его вспоминает, что не было ни одной Пасхи, чтобы Чехов праздничную ночь провел дома: он обязательно шел слушать <...>