ЭТЮДЫ ПО ИКОНОГРАФИИ РОСТОВОГО ДЕИСУСА XV-XVI ВЕКОВ: 1. <...> ВАСИЛИЙ ВЕЛИКИЙ В специальной литературе по древнерусской изобразительности вопрос иконографии ростового деисусного чина освещён едва ли не менее всех остальных; в описаниях преобладают формулировки типа: «иконография традиционна»; иногда приводятся (не всегда верно) аналоги и иконографические параллели; нередко всё ограничивается замечанием о том, что рисунок одной иконы повторяет рисунок другой или даже является её «точной копией». <...> Специальных же исследований по иконографии ростового деисусного чина не существует вовсе, что во многом определяет малоудовлетворительное состояние вопроса. <...> Кочеткова1 . , где делается попытка «взглянуть на отдельную икону как на список определённого текста и применить в анализе иконографии разработанные в текстологии понятия»2 цов», которые «копировались довольно точно»; «судя по иконам деисусного чина, пользуются образцами все русские художники [! <...> Ещё один существенный вывод: «работа иконописцев по образцу позволяет использовать при изучении иконографии некоторые методы текстологии, в частности, метод построения генеалогических схем, или стемм. <...> Стемма наглядно показывает движение иконографии, наличие родственных связей между иконами»4 . <...> Оставив на время в стороне другие выводы и наблюдения И.А. Кочеткова, – сосредоточимся на вышесказанном и разберёмся в его статье, проверив высказанные в ней положения; для очевидной наглядности используем прорисовки рисунка обсуждаемых памятников: именно прорись позволяет нагляднее и яснее всего представить особенности рисунка, идеально подходя для сравнения именно иконных изображений с их плоскостностью и чёткими контурными линиями. <...> Рассмотрим иконографию ростового деисуса и описания генеалогии изображений по И.А. Кочеткову и проверим его выводы, а также приведём свои собственные соображения. <...> 141 Современные гуманитарные исследования, № 1, 2015 уточнения <...>