Современные гуманитарные исследования, № 6, 2013 Романова А.В., кандидат педагогических наук, заведующий кафедры филиала Южно-Уральского государственного университета РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ШКОЛЬНИКА В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ С УЧАЩИМИСЯ Общение является важнейшей составляющей развития личности, а именно – передает социальные, культурные и нравственные ценности, формирует духовный мир человека и его образ жизни, воздействует на сознание и поведение людей, является сферой реализации личностью сущностных сил. <...> Изучению различных аспектов развития личности школьников в процессе общения посвящены научные исследования А.В.Мудрика, А.Н.Леонтьева, И.С.Кона, Л.И.Божович, В.Н.Мясищева. <...> Развитие личности ребенка происходит в процессе той жизнедеятельности, которая задается общественными условиями. <...> Доминирующими сферами жизнедеятельности школьника, т.е. теми, в которых он имеет потребность и возможность реализовать свою активность, являются познание, предметно-практическая деятельность, игра, общение, спорт. <...> А.В.Мудрик считает, что общение школьников – это обмен духовными ценностями (общепризнанными и специфическими для половозрастных и групповых ценностных ориентаций учащихся), который происходит в форме диалога школьника как с «другими я, так и в процессе взаимодействия с окружающими людьми». <...> В этой связи необходимо подчеркнуть, что воспитательные функции общения играют важнейшую роль в развитии личности школьника. <...> Аникеевой, Л.И.Белозеровой и др. показали, что наиболее ярко роль общения в формировании отношений школьника с самим собой проявляется в условиях коллектива, который является основным инструментом воспитания личности. <...> На протяжении девяти – одиннадцати лет важнейшим коллективом, к которому принадлежит ребенок и под влиянием которого развивается его личность, является школьный класс. <...> Ученический коллектив, как замечает Л.И.Новикова, проектируется взрослыми и развивается под их прямыми <...>