Современные гуманитарные исследования, № 6, 2013 Педагогические науки Общая педагогика, история педагогики и образования Антонова А.В., доктор психологоческих наук, старший преподаватель Московского государственного гуманитарного университета им. <...> М.А. Шолохова ВЗАИМОСВЯЗЬ ДУХОВНОГО И ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФИИ И ПЕДАГОГИКИ Духовное развитие личности – это сложный и многогранный процесс, в котором большое место занимает эстетическое воспитание и развитие человека. <...> Эстетическое воспитание как компонент духовного развития личности включает чувства и эмоции, помогает осваивать мир духовных ценностей, формирует эстетическое отношение к действительности, стимулирует творческое начало, стремление к художественно-продуктивной деятельности, обеспечивает формирование эстетической культуры личности и творческую самореализацию человека во всех сферах жизнедеятельности. <...> В развитии теории и практики эстетического воспитания и образования накоплен большой опыт. <...> Разработка теоретических проблем духовного развития личности, формирования эстетической культуры, невозможна без изучения наследия прошлого, накопившегося на разных этапах исторического развития общества, богатого опыта в философии и педагогике. <...> Изучение философской и педагогической мысли показывает, что каждая историческая эпоха имеет свой исторический эстетический идеал, свою систему воспитания, выдвигает те или иные формы, средства и методы воспитания и образования, которые соответствуют социально-экономическим условиям развития общества. <...> Понятие духовность рассматривается в науке в двух аспектах: религиозном и светском. <...> Мы остановимся на светском подходе к формированию духовного мира личности. <...> При этом понимая, что религия играет большую роль в становлении духовных ценностей человека в целом. <...> Духовный мир человека – это внутреннее его состояние. <...> Он формируется на основе нравственного <...>