Современные гуманитарные исследования, № 6, 2013 Ермошин В.В., кандидат юридических наук, научный сотрудник Института государства и права Российской академии наук К ВОПРОСУ О ПРИОРИТЕТАХ И ПРИНЦИПАХ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ В XVII – XIX ВЕКАХ Выступая в Генеральной Ассамблее ООН в сентябре 2013 года, Президент Грузии М.Саакашвили <...> обвинил Россию в том, что она в последние века проводила политику порабощения и уничтожения народов Кавказа. <...> Исторические факты, однако, указывают на то, что внешняя политика России по отношению к народам Северного Кавказа носила принципиально иной характер. <...> В XVII, XVIII и XIX веках она была направлена на установление и развитие добрососедских и дружественных отношений со всеми без исключения народами Северного Кавказа. <...> Причем, во многих случаях она имела жизненно важное значение для существования этих народов. <...> По объективным историческим причинам Северный Кавказ никогда не входил в систему первоочередных приоритетов внешней политики России. <...> В XVII – XIX веках внешнеполитическая активность России развивалась в другом направлении. <...> Эта позиция впервые с особой определенностью проявилась в середине XV века, когда турками был захвачен Константинополь, и когда стало ясно, что с утратой ценностей и традиций, лежащих в основе общества, утрачивается и право на существование этого общества. <...> В «Изложении Пасхалий» он сравнивал Ивана III с греческим императором Константином, а Москву с новым градом, в котором утвердилось христианское вероучение. <...> В дальнейшем монах из Псковского монастыря Филофей, расширил аргументацию своего предшественника, указав на то, что в борьбе за свое существование Русское государство должно опираться на ценностные основы древнегреческого и римского государства, что оно должно быть идейным и политическим преемником этих государств. <...> По сути своей, концепции Зосимы и Филофея были направлены на сплочение русского общества в деле защиты своих жизненных позиций <...>