Архипова, Е. А. Александрова инновационной и экспортной активности российских предприятий1 Статья посвящена исследованию характера, силы и направления связи между инновационной и экспортной активностью российских предприятий. <...> С этой целью в работе на реальных статистических данных тестируются две гипотезы: о «самовыборе» предприятий и об «обучающем эффекте экспорта». <...> Для проверки гипотез используются пробит модель и система рекурсивных одновременных уравнений. <...> В центре системы стоят организации, которые имеют мощные стимулы к выживанию в конкурентной среде, расширению своих рыночных позиций за счет использования инноваций в производстве (Sirotin, Arkhipova, 2014). <...> Российские предприниматели в ближайшем будущем неизбежно столкнутся с серьезными вызовами, обусловленными, с одной стороны, открывающимися перспективами продвижения своей продук1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 14-02-00018а «Методология анализа и мониторинга инновационных систем на национальном и региональном уровнях». <...> 88 Инновации Innovations Исследование характера связи М. Ю. Архипова, Е. А. Александрова APPLIED ECONOMETRICS ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМЕТРИКА № 36 (4) 2014 ции на внешние рынки, а с другой — опасностью потерять ранее утвердившиеся позиции на внутреннем рынке (Материалы конференции…, 2012). <...> Влияет ли выход предприятий на международные рынки на их инновационную активность, или же инновации предшествуют экспорту? <...> Действительно ли фирмы-инноваторы с большей вероятностью, чем обычные фирмы, имеют возможность выйти на внешние рынки, или же, встречаясь с сильной конкуренцией, требующей повышения качества товаров и человеческого капитала, они предпочитают оставаться монополистами на локальном или национальном уровне? <...> Существует большой пласт мировой экономической литературы, в которой широко освещается проблема взаимодействия экспорта и инноваций как на макроуровне, так и с точки зрения отдельно взятой фирмы. <...> В литературе выделяются <...>