Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Экономическое регулирование природоохранной деятельности (220,00 руб.)

0   0
АвторыКосинова Ирина Ивановна, Белозеров Денис Александрович, Хованская Мария Александровна
ИздательствоИздательский дом ВГУ
Страниц62
ID437009
АннотацияВ учебно-методическом пособии рассмотрены основные концептуальные подходы к определению размеров ущерба компонентам окружающей среды, представлены основные методики расчета ущерба подземным водам, землям, почвам, атмосферному воздуху. Рассмотрен ряд актуальных для экологов тем: существующая система платежей за негативное воздействие на окружающую среду, экологические издержки производства (в том числе и экстернальные), экономическая эффективность природоохранной деятельности.
Кому рекомендовано Рекомендовано студентам всех форм обучения геологического факультета.
Экономическое регулирование природоохранной деятельности / И.И. Косинова, Д.А. Белозеров, М.А. Хованская .— Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015 .— 62 с. — 62 с. — URL: https://rucont.ru/efd/437009 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие Составители: Косинова И. И., Белозеров Д.А., Хованская М.А. <...> Платежи за негативное воздействие на окружающую среду . <...> Расчет ущерба от загрязнения подземных вод эксплуатируемого месторождения . <...> Оценка ущерба от загрязнения подземных вод нефтепродуктами . <...> Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду . <...> Рассмотрен ряд актуальных для экологов тем: существующая система платежей за негативное воздействие на окружающую среду, экологические издержки производства (в том числе и экстернальные), экономическая эффективность природоохранной деятельности. <...> Практический интерес представляет собой система расчета платежей за негативное воздействие на окружающую среду, составление соответствующей отчетности. <...> В этой связи, экономическое регулирование природоохранной деятельности является одним из основных инструментов по сокращению негативного воздействия на окружающую среду и восстановление ее состояния. <...> В соответствии с ним, к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: 1) разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; 2) разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; 3) разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; 4) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; 5) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства <...>
Экономическое_регулирование_природоохранной_деятельности.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРИРОДООХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учебно-методическое пособие Составители: Косинова И. И., Белозеров Д.А., Хованская М.А. Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
Содержание Введение ........................................................................................................ 4 1. Экономическая оценка экологического ущерба .................................... 5 2. Платежи за негативное воздействие на окружающую среду ............. 26 3. Экологические издержки производства ............................................... 35 4. Экономическая эффективность природоохранной деятельности ..... 39 5. Экстернальные издержки ....................................................................... 43 Задача 1. Расчет ущерба от загрязнения подземных вод эксплуатируемого месторождения ............................................................................. 47 Задача 2. Оценка ущерба от загрязнения подземных вод нефтепродуктами ........................................................................................ 48 Задача 3. Расчет размера предельных издержек ...................................... 49 Задача 4. Расчет платежей для предприятия ............................................ 50 Задача 5. Расчет ущерба землям сельскохозяйственного назначения .. 50 Задача 6. Расчет ущерба сельскохозяйственным землям ....................... 51 Задача 7. Расчет платы за неорганизованный сброс ............................... 51 Библиографический список ....................................................................... 53 Приложение. Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду .................................................................................... 54 3
Стр.3
– обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды; – учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности; – приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; – допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; – обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов; – обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц; – сохранение биологического разнообразия; – обеспечение интегрированного и индивидуального подходов к установлению требований в области охраны окружающей среды к субъектам хозяйственной и иной деятельности, осуществляющим такую деятельность или планирующим осуществление такой деятельности; – запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействия которой непредсказуемы для окружающей среды, а также реализации проектов, которые могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и (или) уничтожению генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды; – соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; – ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды; 6
Стр.6
– организация и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры; – участие граждан, общественных и иных некоммерческих объединений в решении задач охраны окружающей среды; – международное сотрудничество Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (глава IV) регламентировано экономическое регулирование в области охраны окружающей среды. В соответствии с ним, к методам экономического регулирования в области охраны окружающей среды относятся: 1) разработка государственных прогнозов социально-экономического развития на основе экологических прогнозов; 2) разработка федеральных программ в области экологического развития Российской Федерации и целевых программ в области охраны окружающей среды субъектов Российской Федерации; 3) разработка и проведение мероприятий по охране окружающей среды в целях предотвращения причинения вреда окружающей среде; 4) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду; 5) установление лимитов на выбросы и сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов, лимитов на размещение отходов производства и потребления и другие виды негативного воздействия на окружающую среду; 6) проведение экономической оценки природных объектов и природно-антропогенных объектов; 7) проведение экономической оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду; 8) предоставление налоговых и иных льгот при внедрении наилучших существующих технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработке отходов, а также при осуществлении иных эффективных мер по охране окружающей среды в соответствии с законодательством Российской Федерации; 9) поддержка предпринимательской, инновационной и иной деятельности (в том числе экологического страхования), направленной на охрану окружающей среды; 10) возмещение в установленном порядке вреда окружающей среде; 11) иные методы экономического регулирования по совершенствованию и эффективному осуществлению охраны окружающей среды. Негативное воздействие на окружающую среду в РФ является платным. К видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: 1) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ; 7
Стр.7
2) сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; 3) загрязнение недр, почв; 4) размещение отходов производства и потребления; 5) загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; 6) иные виды негативного воздействия на окружающую среду. Под ущербом следует понимать фактические или возможные потери, возникающие в результате негативных изменений в окружающей среде вследствие антропогенного воздействия или природных явлений. Загрязнение среды является причиной различных экологических (натуральных) и экономических ущербов. Негативное воздействие на компоненты природной среды может ассимилироваться до определенного уровня силами самой природы, без изменения ее основных свойств. Так, загрязненный воздух рассеивается и перемешивается со свежим в результате движения воздушных масс. Выброшенные в атмосферу загрязняющие вещества уносятся, концентрация этих веществ уменьшается, частично они осаждаются и в малых количествах становятся менее опасными. Деградации поверхностных вод противодействует разнообразная водная биота: микробы, водоросли, беспозвоночные. Они способны перерабатывать загрязняющие вещества, разлагая и используя их в пищу. Самоочищению водоемов способствует разбавление загрязненной воды чистой. Растительность и животный мир также до определенного момента способны к самовозобновлению. При определенном уровне загрязнения еще возможны самоочищение и самовосстановление компонентов окружающей среды, но при переходе этих границ природный объект уже не в состоянии восстанавливаться своими силами. Экологический ущерб окружающей среде означает фактические экологические и социальные потери, возникшие в результате хозяйственной деятельности человека, стихийных экологических бедствий, катастроф. Спектр последствий экологического ущерба очень широкий – от убытков, вызванных ускорением коррозии металлов, гибелью деревьев, снижением продуктивности сельскохозяйственных земель, до ухудшения здоровья человека, который вынужден дышать грязным воздухом и пить загрязненную воду. Под экономическим (эколого-экономическим) ущербом (экономической оценкой экологического ущерба) от деградации окружающей среды понимается денежная оценка негативных изменений компонентов окружающей среды под воздействием загрязнения. 8
Стр.8

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.