Эртель сказал самобытное слово о русской
пореформенной действительности, которое высоко ценили его выдающиеся
современники Г. Успенский, В. Короленко <...> Лев Толстой называл автора "Гардениных" самым крупным художником в России
на рубеже 80 - 90-х годов. <...> Примечательно, что он "не поладил" почти ни с одним из своих
главных персонажей и не раз предостерегал видеть в них воплощение "идеала". <...> К.)
образы, боюсь, как огня, - признавался Эртель известному историку русской
литературы А. Н. Пыпину в июне 1881 года и добавлял: - Хотя все более и
более убеждаюсь, что призвание мое - беллетристика политическая". <...> Сын управителя чужого имения,
"барчук" - и "Шаша", "Сашка", "свой человек" среди крестьян; скучная
деловая контора отца - и неоглядная вольная степь (он родился в деревне
Ксизово Задонского уезда Воронежской губернии, ныне Задонского района
Липецкой области); ранняя обязанность приглядывать за работой мужиков - и
"идеальные" мечты; скептическое отношение в доме к учению ("будет
образованный - родителей не станет кормить") - и жадная тяга к книге. <...> В одном
из писем он подробно проанализировал свое развитие, подчеркнув: "Для меня
книги были и низшим, и средним, и высшим учебным заведением... <...> В 1879 году Эртель,
окрыленный мечтой о писательском труде (он уже успел к тому времени
опубликовать два очерковых сочинения) и идеей общественного служения (по
его словам, для него тогда "впереди все горело зарей"), переезжает в
столицу и поселяется с семьей в доме на углу Литейного и Невского
проспектов. <...> Здесь он невольно становится свидетелем
революционнонароднического движения. <...> Кропоткин рассказывал, что в 1894 году Эртель приезжал в
Лондон, "в самую глухую, безнадежную пору русской жизни, и мы втроем: он,
Степняк (псевдоним писателя-революционера С. М. Кравчинского. <...> Основы литературно-эстетических взглядов Эртеля закладывались в пору
наивысшего накала революционно-освободительного движения в России. <...> В их
формировании огромную роль сыграло <...>
Писатель-реалист.pdf
В. Кузнецов. Писатель-реалист
---------------------------------------------------------------------------Текст
печатается по изданию: Эртель А. И. Гарденины. - М.: Советская
Россия, 1985.
Элекстронная версия: Pirat.
---------------------------------------------------------------------------1
Об
Александре Ивановиче Эртеле (1855 - 1908) так часто писали как о
забытом художнике слова, что его имя должно быть известно уже только
благодаря таким настойчивым напоминаниям. Странная судьба! Писатель
большого общественного темперамента, оригинальный мыслитель, талантливый
прозаик, приковывавший к себе пристальное внимание, значится сегодня на
литературной периферии.
Явная несправедливость. Эртель сказал самобытное слово о русской
пореформенной действительности, которое высоко ценили его выдающиеся
современники Г. Успенский, В. Короленко, А. Чехов, И. Бунин, М. Горький...
Лев Толстой называл автора "Гардениных" самым крупным художником в России
на рубеже 80 - 90-х годов.
Оценка критики была более разноречива - от суховато-сдержанных откликов
до неумеренных восторгов. Какие только "отметки" не ставили писателю в
разные десятилетия! Сегодня, когда страсти вокруг его творчества несколько
поостыли, стало ясно: талант Эртеля шире узких идеологических рамок,
угодных тому или иному времени.
Меньше всего писали о художественном методе и поэтике его прозы,
ограничиваясь прямолинейно понятым идейным смыслом, "снятым" с
мировоззрения героев, которое часто весьма отличалось от мировоззрения их
создателя. Примечательно, что он "не поладил" почти ни с одним из своих
главных персонажей и не раз предостерегал видеть в них воплощение "идеала".
"Тенденции явной, тенденции, заслоняющей (выделено автором. - В. К.)
образы, боюсь, как огня, - признавался Эртель известному историку русской
литературы А. Н. Пыпину в июне 1881 года и добавлял: - Хотя все более и
более убеждаюсь, что призвание мое - беллетристика политическая". Вот эта
общественная устремленность, по словам писателя, "хватающая за сердце
действительность", представляет центральный нерв его творчества.
"Г. Эртель, кажется, решительно никому не угодил", - писал критик Н. К.
Михайловский. Не угодил ни народникам, ни "толстоецам", ни представителям
иных учений; вернее всего его назвать писателем-реалистом
демократическо-просветительской направленности, противоречивым в силу своей
"неприкаянности", но всегда честным и искренним в своих поисках.
В 1909 году вышло семитомное собрание сочинений Эртеля, тогда же -
сборник его писем, снова всколыхнувший интерес к художнику.
Вершинная его книга - роман "Гарденины, их дворня, приверженцы и
враги", явившийся одним из последних крупных литературных событий на
исходе XIX века. По выражению А. А. Фадеева, в этом произведении почти "вся
пореформенная Россия дана в разрезе". Чтобы лучше представить
идейно-эстетическую значивость и своеобразие этого большого художественного
полотна, коротко познакомимся с биографией писателя и основными вехами его
творческого пути.
2
Жизнь Александра Ивановича Эртеля похожа на увлекательный роман -
Стр.1