78 ОТ РЕДАКЦИИ Р ынок труда, как известно, является одним из индикаторов, состояние которого позволяет судить о национальном благополучии, стабильности, эффективности социально-экономических преобразований в стране. <...> Отношения, которые складываются на рынке труда между наемными работниками и работодателями, имеют ярко выраженный социально-экономический характер, по скольку они затрагивают насущные потребности большинства населения страны. <...> Наемный работник в условиях безработицы, жесткой рыночной конкуренции за вакантные рабочие места должен найти спрос на свои способности к труду, т. е. быть конкурентоспособным на рынке труда. <...> Предприятия-работодатели также должны быть конкурентоспособными, чтобы обеспечить себя качественной рабочей силой. <...> Иными словами, на современном рынке труда представлены два основных товара: с одной стороны, знания, умения, навыки, опыт, компетенции людей (специалистов); с другой — уровень оплаты труда, полнота социального пакета, функции и уровень ответственности, должность, условия труда, известность и размер предприятия, выступающего работодателем, его надежность и устойчивость на рынке, способность удовлетворить профессиональные цели работников. <...> Далеко не всегда данные «товары» способны в должной степени конкурировать. <...> Рынок труда не всегда адекватен растущим запросам наемных работников. <...> Специалистами, в свою очередь, отмечается наличие разрыва между декларацией потребности работодателей в профессионалах и их готовностью нанимать работников на постоянную работу; бесперспективность политики найма «дешевых» работников и экономии на воспроизводстве качественной, конкурентоспособной рабочей силы; нежелание самих предприятий осуществлять значительные инвестиции в формирование человеческого капитала, что особенно ярко проявляется в сфере малого предпринимательства. <...> Этим проблемам в рубрике «Рынок труда и конкурентоспособность» посвящена статья <...>