В 1930 году, в своем известном Письме к Правительству Михаил Булгаков кратко, ясно и честно изложил свои убеждения и художественные устремления, среди которых было «упорное изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране». <...> Об интеллигенции как об оригинальном, чуть ли не уникальном российском феномене написаны сотни томов, по ее поводу высказаны тысячи остроумных и глубокомысленных аргументов «за» и «против» нее. <...> В России ХIХ ве - ка слово «интеллигенция» поначалу обозначало, как и в странах Европы, свойство индивида, высокий уровень его умственных способностей. <...> Самой характерной и определяющей особенностью людей, образующих российскую интеллигенцию, стала забота не о «своем», индивидуальном или групповом, а о «чужом» и всеобщем. <...> В России «образованный класс», обретя самосознание где-то в середине ХIХ века, обнаружил себя посреди бесчисленной массы бедного, невежественного, бес - правного и угнетенного населения. <...> Тысячи людей разных профессий и родов за - нятий — врачей и учителей, агрономов и инженеров, адвокатов и художников — Марк Фомич Амусин — литературовед, критик. <...> Российская интеллигенция образовала что-то вроде обмирщленной церкви или рыцарского ордена: со своим негласным уставом, правилами поведения, символами веры. <...> При этом сохранялась «родовая память» о миссии, НЕВА 6’2016 152 / Публицистика о предназначении, и, соответственно, индивидуальное и коллективное интеллигентское сознание обременялось комплексами и угрызениями. <...> Именно в это время российская интеллигенция обрела самого талантливого своего летописца и аналитика — Антона Чехова. <...> Ему довелось запечатлеть, с большой проницательностью и критической точностью, и будни интеллигентской жизни конца века, и формы ее миро- и самоощущения, и психологический разлад, и ценностный кризис, охвативший эту человеческую общность. <...> Российский «образованный класс» становился все более идеологически дифференцированным <...>