Из истории отечественной философии ФИЛОСОФИЯ НОВОЙ ДУХОВНОСТИ: ТВОРЧЕСКИЙ МАНИФЕСТ НИКОЛАЯ БЕРДЯЕВА О.А. <...> Метафизика творчества, ставшая едва ли не магистральной линией интеллектуальных поисков русских мыслителей Серебряного века, не имеет завершенного вида в философии и сегодня продолжает обогащаться концептуальными положениями и экспериментальными наблюдениями, в том числе других гуманитарных наук. <...> Излюбленный сюжет русского религиознофилософского ренессанса – культура как творческий опыт жизни и творчество как проблема духовного самоопределения личности – способ оправдания жизни. <...> Однако сразу необходимо обратить внимание на парадоксальное положение проблемы творчества в европейской и русской философских традициях, развивавших тему творчества на протяжении всего ХХ в. – от модерна к постмодерну. <...> Это отчетливо прослеживается в наследии Н.А. Бердяева – представителя поздней философии модерна в его экзистенциальной версии. <...> Однако, сосредоточившись в своем опыте построения персоналистической философии на субъекте творчества, Бердяев почти ничего не может сказать о том, что же такое само творчество. <...> Собственно, в этом и состоит центральный парадокс темы творчества. <...> Если мы анализируем объективированные результаФН – 4/2014 38 Из истории отечественной философии ты творчества и приближаемся к пониманию его механизмов, то теряем субъекта творчества – творящее лицо; само же творчество превращается в механистическую процедуру деконструкций, в комбинаторную игру текстов и гипертекстов культуры. <...> Во многом именно практическая востребованность творческой личности в условиях современного способа производства и соответствующего ему типа социальной активности человека определила возросший интерес к проблеме творчества, актуализировав и философский дискурс. <...> Социальный запрос на креативную личность дает возможность поновому взглянуть на интеллектуальное наследие Н.А. Бердяева <...>