Науки о человеке О РОДОВОЙ ПРИРОДе ЧеЛОВеКА* К.Х. МОМДЖЯН Темой нашей конференции является антропологический подход в социальном познании, который стал следствием предметной переориентации философии с безличных субстанций типа материи и духа, к анализу человека и его места в мире. <...> Должен сказать, что у меня есть серьезные претензии к этому подходу. <...> Главная из них состоит в том, что многие философы и социологи, вдохновленные идеей «возвращения к человеку», стали ставить под сомнение реальность существования надындивидуальных общественных институтов, матриц социального взаимодействия. <...> Мы получили всплеск социально-философского номинализма, утверждающего, что «армия – это всего лишь множественное число от слова солдат», «общество – это множественное число от слова человек» и т.д. <...> Вместе с тем несомненным плюсом антропологического поворота в философии стала субстанциализация человека, понимание того факта, что человек, будучи общественным существом, имеет некоторую надысторическую сущность, которая не зависит от того, в какие конкретно общественные отношения он встроен, какие конкретные социальные роли он выполняет. <...> Именно этой проблеме родовой сущности человека, которая не сводится к константам анатомии, физиологии и генетики и не выводится из них, посвящено мое выступление. <...> Особое значение она приобрела в современную эпоху глобализации, выступая как вопрос о существовании общечеловеческих ценностей, присущих любому и каждому из людей. <...> Очевидно, что наличие таких ценностей может служить основанием (и оправданием) дальнейших усилий развивать человеческую историю «в направлении целостности». <...> Напротив, отсутствие общечеловеческих ценностей могло бы превратить глобализацию из объективно необходимой интеграции стран и народов в их принудительную унификацию, обреченную в итоге на исторический провал. <...> Чтобы решать эту проблему содержательно, а не на уровне политологических дискуссий <...>