ФН – 11/2014 Стратегия философского осмысления ДИАЛеКТИКА ГЛОБАЛИЗАЦИИ И МОДеРНИЗАЦИИ В ИСТОРИЧеСКОМ КОНТеКСТе В.Б. <...> ВЛАСОВА К вопросу о философско-историческом анализе глобализации и модернизации «Historia magistra vitae», – говаривали древние римляне, что означает, что история учит жизни. <...> Средоточие историзма подобного типа, который, собственно, и подвергся осмеянию со стороны Ницше, проявилось в итоге в модернистском подходе к изучению любой культуры, отождествлявшем развитие последней с неизбежным восхождением к предзаданному идеалу, абсолюту и т.п. <...> Ведь ответственность, характеризующая подлинно свободный выбор, зависит, в первую очередь, от более или менее удачного осмысления уже прожитой мировым сообществом жизни, причем не только ее успехов, но и ошибок. <...> 47 гуманистических ценностей в качестве критерия культурологической деятельности. <...> В результате история оказывается цельным и осмысленным, но «незавершенным проектом», поскольку суть деятельности ее субъекта – не покорение некой «вершины» исторического движения, реализующей весь его смысл, а освоение бесконечного «горного массива», где каждая из вершин есть предмет самостоятельного интереса4 . <...> Задача же историка состоит не только в том, чтобы проследить сам факт восхождения на каждую одиноко возвышающуюся «гору», а и в том, чтобы зафиксировать пройденные пути, т.е. обеспечить сравнительный анализ состоявшихся достижений или провалов культуры, объяснить их причины и следствия и сделать выводы, которые мы и называем уроками истории. <...> Обобщая сказанное, можно убедиться, что существуют два и весьма серьезных основания для невнимания людей (а среди них и ответственных за принятие решений в государственном и мировом масштабе) к истории как наставнице жизни. <...> Речь идет о классическом модернизме Гегеля, о постмодернистской к нему оппозиции, которая представляет историю культуры всего лишь как механическую сумму событий и фактов, а также о «здравом <...>