46 ПОЛИТИКА Петр Скоробогатый Тираж президентской «ромашки» Как публичная политика постепенно подчиняет государство БОЛЬША Я РЕФОРМА «Президентская власть в России не может быть слабой, просто не имеет права. <...> А если говорить о подчинении публичной политике, то из всех наших институтов она в наибольшей мере соответствует этому требованию» В ыборы в Государственную думу в сентябре 2016 года станут важной и показательной вехой в ходе большой политической реформы, которую инициировал Владимир Путин в 2012 году. <...> Ее конечные результаты, впрочем, можно будет увидеть лишь спустя годы, ведь процесс трансформации системы и институтов продолжается, а качество и существо диалога государства и общества год от года совершенствуются, чему также способствуют президентские инициативы в рамках прямой и представительной демократии. <...> Пока многие механизмы работают лишь на бумаге, их только предстоит наполнить жизнью, но институционально они уже созданы и ждут своего часа. <...> Многое зависит от эволюции региональной власти, которая с большим скрипом понимает и принимает ориентацию федерального центра на открытость, конкурентность и легитимность политического поля. <...> — Алексей Юрьевич, как вы оцениваете промежуточные результаты большой политической реформы? <...> Можно ли уже говорить, что контуры политической и партийной системы страны на ближайшие годы определены? <...> Э К СПЕ РТ № 5 1–7 ФЕ ВРА ЛЯ 20 16 ОЛЕГ СЕРДЕЧНИКОВ БОЛЬША Я РЕФОРМА — Если коротко, то промежуточные результаты в целом соответствуют принципам, сформулированным Вячеславом Володиным: открытость, конкурентность, легитимность. <...> Расширилась представительная основа политической системы, улучшились показатели общественного доверия. <...> Конкуренция позволяет выявлять реальный политический вес игроков, освобождаться от мнимых величин, это повышает устойчивость институтов, формируемых по итогам конкурентных выборов. <...> При «референдумных» сценариях в ход идут <...>