ЧАСТЬ 3 / ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ установки в процессе восприятия искусства: Дис. . канд. филос. наук. <...> Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. <...> Исследование индивидуальных особенностей понимания текста // Познавательная деятельность личности. <...> Т.Н. Овчинникова, г. Москва ПОНИМАНИЕ УСЛОВНОСТИ РЕЧИ И ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ Литература в школе – единственный предмет, направленный на развитие у детей очень важной способности выражать свои мысли. <...> В процессе обучения литературе дети постепенно знакомятся с различными, неизвестными им категориями, такими, как текст, подтекст, контекст и др., учатся их пониманию и использованию. <...> Наряду с этими, новыми для них, реалиями учащиеся уже в начальной школе открывают для себя мир условности, переносного смысла, с которым они знакомятся на примере пословиц и басен1 . <...> Важность понимания условности речи состоит в том, что эта способность позволяет детям не только лучше понять текст (или фразу), но и уйти от конкретности, характерной для мышления многих детей в начальной школе. <...> Предлагаемая работа направлена на обсуждение той роли, которую играет в развитии ребенка такой показатель литературного творчества, как понимание условности речи у детей младшего школьного возраста. <...> При изучении личностной обусловленности мышления у младших школьников нами была выявлена зависимость между пониманием учащимися условности речи и уровнем общего психического развития, что послужило основой для создания метода диагностического обследования младших школьников. <...> . В результате было выявлено, что уровень общего психического развития и понимание условности речи у детей были связаны явно выраженной закономерностью: высокий уровень общего психического развития детей характеризовался хорошим пониманием условности речи; низкий же уровень общего психического развития ребенка соответствовал почти полному <...>