МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ Валерий Николаевич Клепиков, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО, учитель математики и этики МБОУ СШ №6 г. Обнинска, klepikovvn@mail.ru • методология • методика • методологическая культура • методологическая система знаний • культура методологического мышления • культура методологической деятельности В современном российском образовательном пространстве повышается интерес к становлению математической культуры педагога в целом и в частности — его методологической культуры. <...> В этой связи стала очень востребованной компетенция, связанная с научной методологией, которая «настоятельно рекомендует» учителю быть не только педагогом-методистом, но — педагогом-методологом. <...> На самом деле смысл термина «методология» не сложный — «установление оснований», «стратегия пути», «знание о способах», «постижение методов», «стратегия исследования», «организация деятельности» и т.п. <...> Если методика предполагает процедуру осмысленного отбора востребованных непосредственной практикой положений, идей, принципов, методов и видов деятельности, то методология данный инструментарий вписывает в общекультурный контекст (идеалы, ценности, смыслы, цели) и цивилизационный контекст (соответствие современным информационно-технологическим достижениям человечества). <...> Подстегнули интерес к методологии и ФГОС второго поколения, в которых появилось понятие «метапредметные результаты» учащихся (и тесно с ним связанные универсальные учебные действия и компетенции). <...> А метапредметность как раз и подразумевает наличие не только методического, но и методологического уровня осмысления об33 разовательного материала и образовательной деятельности. <...> Для метапредметных результатов характерны сквозные рефлексивные процедуры: осознавать, оценивать, представлять, моделировать, планировать, координировать <...>