ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФЕНОМЕНОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Михаил Васильевич Шептуховский, профессор кафедры экологии и географии Шуйского филиала Ивановского государственного университета, доктор педагогических наук, iogs4p17@mail.ru •начальное естественнонаучное образование • принципы естественнонаучного образования • младшие школьники • феноменологический подход • референтная информация • атрибутивная информация • предметная информация • абстрактная информация Начальное общее образование является одним из важнейших и уникальных этапов в жизни детей младшего возраста. <...> С одной стороны, школьники еще остаются детьми со всеми присущими этому возрасту атрибутами, поэтому познают различные явления бытия, как отмечал Д.Б. Эльконин, «в логике не науки, а своей жизни». <...> С другой стороны, они становятся участниками принципиально нового для них вида деятельности – учебной, которая вводит школьника в мир научных понятий и вместе с тем не отменяет житейский способ познания мира. <...> В сознании младшего школьника, таким образом, происходит постепенное накопление научной информации на общем фоне эмпирического освоения действительности. <...> Они имеют в достаточной степени развитые анализаторы – системы эмпирического познания окружающего мира, и вместе с тем постепенно и активно развивающиеся способности к абстрагированию и теоретическому обобщению получаемой информации. <...> Психические функции абстрагирования и обобщения не возникают на пустом месте, для них должна быть эмпирическая основа. <...> Анализирующее восприятие (наблюдение) выступает тем механизмом, который связывает реальный окружающий мир с зарождающейся в сознании младшего школьника системой научных понятий о мире. <...> 36 Поступающая через систему анализаторов информация играет в младшем школьном возрасте важнейшую познавательную роль. <...> По сути дела младший школьник живет в мире феноменов – объектов и явлений окружающего <...>