СОЗНАНИЕ И КАРТИНА МИРА В ОБУЧЕНИИ1 Сергей Фёдорович Сергеев, профессор СПбГУ, член научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта, доктор психологических наук, ssfpost@mail.ru Анастасия Сергеевна Сергеева, старший преподаватель Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики, кандидат психологических наук • обучение • сознание • взаимодействие • интерфейс • обучающая коммуникация • техногенная среда ВВЕДЕНИЕ1 Педагогика постоянно апеллирует к сознанию ученика в попытке достижения требуемого педагогического результата, надеясь на ответное понимание и действие. <...> Нотации и попытки директивного управления поведением ученика большей частью безуспешны и вызывают ощущение того, что ученик слушает, но не слышит, смотрит, но видит. <...> Он как бы находится в параллельной реальности, осуществляя никому не ведомую деятельность. <...> Роль сознания в обучении, несмотря на обилие научных публикаций по данной тематике, по-прежнему не понятна и в значительной мере противоречива и запутанна. <...> С одной стороны, сознание обеспечивает получение субъектом информации из окружающего мира, ее структурирование и селекцию. <...> С другой стороны, ограничивает поступающую информацию, меняет ее форму, содержание и смысл в соответствии с внутренней картиной мира, создает пояс гипотез, обеспечивающий простоту и ясность осознаваемого мира [1]. <...> Следовательно, сознание в обучении играет двойственную и во многом противоречивую роль. <...> Именно оно является источником ограничений на поступающую новую информацию, ведет к искажению картины мира ученика. <...> Добавим, 1 Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10640. <...> 16 что в сознании через механизмы восприятия реализуются процессы связи субъекта с внешним миром, их координация и взаимоориентация. <...> Занимаются в основном личностью в учебной коммуникации и ее интеллектом, а сознанию <...>