А.Ю. Шеманов, г. Москва ТЕАТР ВЕЩЕЙ И ИЗОБРАЖЕНИЙ И ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИИ ЧИТАТЕЛЯ ДИАЛОГОВ ПЛАТОНА* * Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ в рамках работы по грантам: № 15-03-00581; № 14-03-00765. <...> Суть феномена культуры состоит в том, что в ней и посредством нее обнаруживается наша субъективность для нас и тем самым мы становимся субъектами-для-себя, а не вообще носителями или источниками деятельности. <...> Культурное обнаружение есть важный момент полагания рефлексии человека. <...> Путь к развитию рефлексии, то есть возможности выражения отношения к себе и своей деятельности, ко взгляду человека на свои действия со стороны, в истории культуры был довольно долгим. <...> И только потом, как показывает Н.В. Брагинская [2], в рамках первичных культурных форм театральности, которые она называет «театром вещей и изображений», в эти действенные и зрелищные жанры постепенно входит повествование о показанном, сперва в виде комментария к нему. <...> При дальнейшей нарративизации драмы как действия, по ее мнению, диалоги о демонстрируемом отделяются от описания, которое получает самостоятельное значение, тогда как комментирующая зрелище функция диалога выносится в предисловие, в обрисовку ситуации, в рассказ о диалоге. <...> Даже в развитом античном театре маска, котурны, одежда еще полностью скрывали актера, что отсылает к обрядовым действам, в которых человек представлял собой как бы живой истукан, изображение бога [2]. <...> В становлении театра значительная временная дистанция отделяет демонстрацию вещей, масок, предметов в составе действия и их словесное описание даже как ком/ 176 / ЧАСТЬ 4 / БИБЛИОПСИХОЛОГИЯ, БИБЛИОПЕДАГОГИКА, СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ, БИБЛИОТЕРАПИЯ ментарий к демонстрации, не говоря уже о том, чтобы давать словесное описание без демонстрации. <...> Поэтому нрав, характер, этос вещи или человека представлен вначале только в действии, затем также и в комментирующем описании к нему и только потом – в самостоятельном повествовании <...>