ЧАСТЬ 3 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Ю.П. <...> Мелентьева, г. Москва ИЗУЧЕНИЕ ЧТЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ ГУМАНИТАРНЫХ И ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК1 Двоякая природа чтения, соединяющая в себе его социальную и физиологическую стороны, всегда привлекала к себе внимание ученых – и гуманитариев, и естественников. <...> Сегодня есть возможность соединения знания о чтении, полученного физиологами, генетиками, психологами, со знанием, накопленным философами, историками. филологами, педагогами. <...> ФИЛОСОФСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ЧТЕНИЯ Анализ работ философов античности, Возрождения, Просвещения, Нового времени позволяет выявить различные концепции, в которых чтение осмыслено как: а) духовная коммуникация; б) практика приобщения к Божественной истине; в) способ познания, духовного самосовершенствования; получения добродетели; г) средство развлечения; д) средство раскрытия личности, самопознания; е) элемент научного познания; ж) проявление «инструментального могущества человека»; з) социально значимый феномен; и) средство обучения, научения; к) эстетическая деятельность; л) творческий акт. <...> Изменения в экономической, политической, культурной и духовной жизни в ХХ веке, изменение самого места чтения в реальном существовании, как личности, так и общества в целом, высветили новые стороны чтения, породили новые аспекты осмысления этого феномена. <...> На первый план выходит понимание чтения как: а) общения одиноких гениев (А. <...> В ХХ в. стало также актуальным понимание чтения как средства: а) политической борьбы; б) трансляции и формирования идеологии; в) социализации личности; 1 Данный материал в полном виде, с указанием источников, ссылками, сносками и пр. опубликован в кн. <...> Общая теория чтения / Ю.П. Мелентьева; ФБГУ науки НИЦ «Наука» РАН. <...> / 111 / ПСИХОЛОГИЯ И ЛИТЕРАТУРА В ДИАЛОГЕ О ЧЕЛОВЕКЕ г) глобализации общества; д) формирования толерантности; е) формирующего стабильность общества и т.д. <...> Таким образом, феномен чтения получил в философии <...>