Шукова, г. Москва ЛИТЕРАТУРА КАК РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ* *Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ. <...> Литература и психология – каковы взаимоотношения этих двух областей познания человеком себя и мира? <...> То, что «хороший писатель» как «знаток человеческих душ» является и «хорошим психологом» – это утверждение занимает в общественном сознании место бесспорной истины. <...> А «хороший психолог» – что у него с писательством? <...> Неплохо, если они есть, особенно у популяризатора науки, но, конечно, с их отсутствием в случае ученого можно смириться. <...> Значит, ученый-психолог «неписатель», у него остается только участь «читателя», когда художественная литература является (или не является) частью его личного жизненного пространства, то есть фактором личностного развития, и на его исследовательскую практику влияет в очень малой степени и весьма опосредованно – только через личность ученого. <...> (В том смысле, в каком, по выражению Ю.М. Лотмана, «статья больше говорит о ее авторе, чем о предмете статьи». <...> ) Следовательно, отношение психологической науки к художественной литературе ничем не отличается от такового со стороны химии, например, или садоводства. <...> А может ли быть по-другому, может ли литература выступить непосредственным ресурсом психологического исследования? <...> Не объектом / предметом исследования, как в случае обращения к вопросам психологии литературного творчества, а именно ресурсом, то есть «ценностью, запасом, возможностью, могущими быть использованными при необходимости» [5, с. <...> На наш взгляд, может, что мы и попытаемся показать в данной работе. <...> Насколько глупы или умны поэты и писатели – мы сейчас обсуждать не будем. <...> Для нас важен акцентированный в словах Пришвина феномен концентрации в нескольких фразах художественного текста огромного поля смыслов; феномен обобщения в нескольких словах огромного, говоря научным языком, массива эмпирических данных. <...> За строфой Фета: Не жизни жаль <...>