ЗАКАНЧИВАНИЕ СКВАЖИН УДК 622.245.422 МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПАДЕНИЯ ШАРА В ТРАНСПОРТНОЙ КОЛОННЕ ПРИ ЦЕМЕНТИРОВАНИИ ХВОСТОВИКОВ И ОБСАДНЫХ КОЛОНН, СПУСКАЕМЫХ СЕКЦИЯМИ Д.Ф. <...> Новохатский – д-р техн. наук, профессор, гл. специалист, А.В. Баев – ген. директор, консультант, Ю.В. Гринько – канд. техн. наук, главный технолог (ООО «Крепление-Сервис»), С.Ш. Ларсанов – гл. инженер (ГрФ ООО «РН-Бурение») При цементировании хвостовиков и обсадных колонн, спускаемых секциями, часто применяются подвесные устройства, управляемые металлическими шарами, сбрасываемыми в подвесную (транспортную) бурильную колонну. <...> После посадки шара на седло подвесного устройства создается избыточное давление, срезаются стопорные штифты, открываются промывочные отверстия, восстанавливается циркуляция и осуществляется вымывание избытка цементного раствора, находящегося выше подвесного устройства. <...> Например, при длине транспортной колонны 4000 м и скорости падения (полета) шара 1,5 м/с время движения шара до посадки на седло составляет 45 мин. <...> Подбор рецептуры цементного раствора в этих условиях существенно усложняется как из-за высоких забойных температур, так и вследствие необходимости учитывать время техотстоя в ожидании посадки шара на седло подвесного устройства. <...> В этом случае рецептуры цементных растворов могут приводить к снижению качества цементирования. <...> Наиболее сложная ситуация возникает при использовании утяжеленных цементных растворов, так как при подборе рецептуры необходимо учитывать возможность седиментации частиц утяжелителя во время ожидания посадки шара. <...> В настоящее время для сокращения времени ожидания посадки шара на седло подвесного устройства шар в транспортную колонну сбрасывается в процессе продавки цементного раствора. <...> Такая методика применяется, например, в Грозненском филиале ООО «РН-Бурение». <...> Ключевой задачей при использовании подобных методик является расчет времени сброса шара в транспортную колонну <...>