ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИЯ БУРЕНИЯ УДК 622.24.082.2 ВЛИЯНИЕ АВТОКОЛЕБАНИЙ НА МЕХАНИЧЕСКУЮ СКОРОСТЬ БУРЕНИЯ 1И. <...> Перминов – канд. техн. наук, зам. нач. отдела (1Ухтинский государственный технический университет, 2РОАТ МИИТ, 3ООО «Газпром трансгаз Ухта») Принято считать [1, 2], что на механическую скорость влияющими факторами являются конструкция и качество изготовления долота, физико-механические свойства горной породы, осевая нагрузка долота и частота его вращения, количество прокачиваемой жидкости и её физико-механические свойства, скорость и направление струй, вытекающих из отверстий долота, омывающих забой и шарошки и др. <...> Однако многолетние исследования [2] позволили упростить вид связи механической скорости с этими факторами, и в настоящее время для практических расчётов механической скорости в основном используют буровые параметры – осевую нагрузку P (Н), частоту вращения долота n (об/с), количество прокачиваемой жидкости Q (м3/с), физико-механические свойства прокачиваемой жидкости и состояние породоразрушающих элементов долота. <...> На основании исследования физических и механических процессов в скважине при её углублении предложена формула аппроксимации механической скорости [2] vvekt , t 0 (1) где vt –текущая механическая скорость, v0 –начальная механическая скорость, k –коэффициент интенсивности падения скорости, зависящий от осевой нагрузки, конструктивных особенностей и материала зубьев шарошек, степени очистки забоя и т. д. <...> Согласно анализу Г. Вудса [3], величина k может быть определена по времени полного износа шарошек tв по формуле k 2 .t в Таким образом, определение механической скорости сводится к определению времени износа бурильного инструмента и считается, что при vt = 1/3v0 происходит полный износ породоразрушающего инструмента. <...> Как правило, анализ и расчёт механической скорости углубления скважины осуществляются при условии равномерного установившегося процесса бурения. <...> Однако при исследовании <...>