УДК 534.1 © Г.К. Корендясев КОНЕЧНОЭЛЕМЕНТНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ТЕРМОМЕХАНИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ АВТОКОЛЕБАНИЙ ПРИ РЕЗАНИИ Разработана и исследована численная термомеханическая модель автоколебаний при резании. <...> ВВЕДЕНИЕ Качество и производительность обработки деталей на металлорежущих станках в первую очередь определяется характером динамических процессов, протекающих при резании. <...> Несмотря на то, что автоколебательная природа вибраций при резании является общепризнанной, различные исследователи толкуют причину возникновения автоколебаний по-разному. <...> К ней относятся следующие модели: модель, основанная на падающей по скорости зависимости силы резания [1], модель, основанная на неоднозначности силы резания при врезании и отталкивании инструмента [2], модель, основанная на отставании изменения силы резания от изменения толщины среза [3]. <...> В работе [6] была представлена термомеханическая модель автоколебаний при резании, с помощью которой возможно дать объяснение явлений, лежащих в основе теорий первой группы. <...> В данной работе было показано, что температурное разупрочнение материала заготовки может стать причиной возбуждения автоколебаний при обработке металлов резанием. <...> 1), где m – масса резца, b –коэффициент демпфирования, c – приведенная жесткость, F(θ) – сила резания, зависящая от температуры; выражение (2) – уравнением теплового баланса, где Θ0 – температура окружающей среды; M – нагреваемая масса; С – удельная теплоемкость; H – коэффициент теплоотдачи. <...> Разработанная модель на качественном уровне объясняет физические причины возбуждения автоколебаний. <...> Доминирующее влияние на автоколебательные явления оказывают следующие процессы: упругая и пластическая деформация материала заготовки, разрушение материала заготовки, внешнее трение между поверхностями инструмента, заготовки и стружки, внутреннее трение в материале инструмента и заготовки, упругая деформация элементов системы СПИД, а также <...>