МЫ И НАШИ КНИГИ Любовь Борусяк Старое versus новое: старшеклассники о литературе Новое – это хорошо забытое старое. <...> Огюст Конт стране, которую гордо называли «самой читающей в мире», хотя не очень понятно, что думал об этом мир, вопрос о том, нужно ли читать современную литературу, показался бы странным. <...> Конечно, не у всех, но у значительной части советских людей, тех, кто считал себя интеллигенцией, интерес к литературным новинкам был очень высоким. <...> На слуху были фамилии многих отечественных писателей, за публикациями в литературных журналах внимательно следили. <...> Кроме того, вечно дефицитным был журнал «Иностранная литература», публиковавший переводы писателей зарубежных. <...> Хотя школьная литература, как и сегодня, формировалась преимущественно на основе русской классики, мало кому из читающей публики пришло бы в голову утверждать, что образованному, интеллигентному человеку достаточно читать только ее. <...> Литературные журналы, пережившие огромный рост тиражей в перестройку, очень быстро их потеряли. <...> 80 * Любовь Борусяк – социолог, кандидат ушли на периферию чтения, почти погибли вместе с интеллигенцией, как авторитетной группой, задающей нормы, в том числе и читательские. <...> Это стало ясно уже в первой половине 90-х, и социологи Борис Дубин и Лев Гудков написали книгу «Интеллигенция: Заметки о литературно-политических иллюзиях» (М., Издательство Ивана Лимбаха, 1995, переиздание 2009). <...> Главными компонентами процесса стали снижение интереса к чтению в целом, конкуренция со стороны Интернета, исчезновение авторитета писателя как властителя дум, как фигуры почти сакральной. <...> Серия фокус-групп с читателями московских библиотек, то есть с людьми заведомо читающими, показала, что современных российских писателей не только очень мало знают, их творчество вызывает очень слабый интерес. <...> На страницах молодых людей в популярной сети ВКонтакте, где они сообщают о своих литературных предпочтениях, мы тоже редко видим <...>