Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Хроника Симеона Магистра и Логофета (338,00 руб.)

0   0
АвторыВиноградов Андрей Юрьевич, Кузенков Павел Владимирович, Университет Дмитрия Пожарского
ИздательствоМ.: Русский фонд содействия образованию и науке
Страниц240
ID431749
АннотацияВ настоящем издании читатель найдет первый перевод на русский язык "Хроники" Симеона Логофета, византийского историографа Х в. Его произведение пользовалось большой популярностью в Византии и за ее пределами и легло в основу многих других хроник, в частности "Хроники" Псевдо-Симеона, выдержки из которой приведены в комментарии. Издание снабжено историческим и текстологическим комментарием и предисловием.
Кому рекомендованоПредназначено для специалистов и интересующихся древней историей
ISBN978-5-91244-135-6
УДК94(100)
ББКТ3(0)44,012
Хроника Симеона Магистра и Логофета / П. В. Кузенков; пер. А. Ю. Виноградов; Университет Дмитрия Пожарского .— Москва : Русский фонд содействия образованию и науке, 2014 .— 240 с. — (Mγριobιbλιon. Византия и ее окружение. Серия: Исследования) .— ISBN 978-5-91244-135-6 .— URL: https://rucont.ru/efd/431749 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

© Виноградов А.Ю., перевод, 2014 © Кузенков П.В., статья, комментарий, 2014 ISBN 978-5-91244-135-6 © Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2014 О ХРОНИКЕ СИМЕОНА ЛОГОФЕТА Всемирная хроника как литературный жанр Жанр всемирной хроники (хронографии), в которой описываются события от сотворения мира и человека до современной автору эпохи, появляется в III в. по Р. <...> В ранневизантийский период наиболее распространены были две хронологических системы — александрийская, принятая в хронике Анниана (рубеж IV–V вв.) и возрожденная в начале IX в. в «Хронографии» Георгия Синкелла и Феофана Исповедника, и антиохийско-константинопольская, оформленная в «Пасхальной хронике» и легшая в основу так называемой византийской эры («эры ромеев»). <...> Каждая из них имела свои преимущества и недостатки: александрийская идеально отвечала мистической концепции Африкана—Ипполита, но исторически была некорректна; «ромейская» была более точна с исторической точки зрения, но от Адама до Рождества в ней насчитывалось не ровно 5500, а 5505 лет. <...> Парадокс заключается в том, что последнее обстоятельство упорно игнорировалось авторами позднейших исторических компиляций, которые стремились сохранить александрийскую «мистику», хотя ипользовались «ромейским» счетом лет. <...> Первым такого рода сочинением стала хроника Георгия Монаха (в русской традиции известного как Георгий Амартол), составленная в 40-х годах IX в. и сохранившаяся в десятках греческих списков и нескольких славянских версиях2 . <...> Именно такого рода всемирную хронику представляет собой труд Симеона Логофета, созданный спустя век после сочинения Георгия Монаха (окончившегося на событиях 842 г.). <...> Впервые была опубликована заключительная часть хроники Симеона, повествующая о событиях IX–X вв. <...> Первая была взята из рукописи хроники Георгия Монаха (с продолжением) и издана как «Жизнеописание новых императоров Георгия Монаха», а вторая вошла в состав так называемого «Продолжателя Феофана» (1-я <...>
Хроника_Симеона_Магистра_и_Логофета.pdf
Стр.1
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Стр.237
Стр.238
Стр.239
Стр.240
Хроника_Симеона_Магистра_и_Логофета.pdf
Стр.1
Серия: Источники Том I Под редакцией А. Ю. Виноградова и П. В. Кузенкова Университет Дмитрия Пожарского Москва, 2014
Стр.2
УНИВЕРСИТЕТ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО ХРОНИКА СИМЕОНА МАГИСТРА И ЛОГОФЕТА Перевод со среднегреческого А. Ю. Виноградова, вступительная статья и комментарии П. В. Кузенкова Университет Дмитрия Пожарского Москва, 2014
Стр.3
Подготовлено к печати и издано по решению Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского Перевод, комментарии и исследование выполнены при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-04-00342) и Научного фонда НИУ ВШЭ (проект № 14-09-0215) С37 Хроника Симеона Магистра и Логофета / Перевод со среднегреческого А. Ю. Виноградова, вступительная статья и комментарии П. В. Кузенкова. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2014. — 264 c. (Серия: Византия и ее окружение. Источники. Том I.) ISBN 978-5-91244-135-6 В настоящем издании читатель найдет первый перевод на русский язык «Хроники» Симеона Логофета, византийского историографа Х века. Его произведение пользовалось большой популярностью в Византии и за ее пределами и легло в основу многих других хроник, в частности «Хроники» Псевдо-Симеона, выдержки из которой приведены в комментарии. Издание снабжено историческим и текстологическим комментарием и предисловием. Предназначено для специалистов и интересующихся древней историей. © Виноградов А.Ю., перевод, 2014 © Кузенков П.В., статья, комментарий, 2014 ISBN 978-5-91244-135-6 © Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2014
Стр.4
О ХРОНИКЕ СИМЕОНА ЛОГОФЕТА Всемирная хроника как литературный жанр Жанр всемирной хроники (хронографии), в которой описываются события от сотворения мира и человека до современной автору эпохи, появляется в III в. по Р.Х. и принадлежит к числу оригинальных жанров христианской письменности. Конечно, опыты создания более или менее объемных хронологических сводов предпринимались уже в греко-римской античности, но только в христианском мировоззрении, с его универсализмом и эсхатологической историософией, появилась насущная потребность в составлении исторических трудов, в которых все события человеческой истории нанизывались бы на единую шкалу времени, устремленного к своему пределу (эсхатону). В качестве такой шкалы, или эры, вполне естественно было принять счет лет от сотворения мира (или Адама). Данные для построения единой хронологии черпались из Библии и трудов античных историков и хронографов. В ходе этой кропотливой работы особое значение приобретала мистическая хронологическая связь между сотворением Адама и явлением в мир Нового Адама — Христа, пришествие Которого в середине 6-го тысячелетия мира (аналога 6-го дня творения, когда был создан человек) знаменовало как бы обновление всего творения и начало финального этапа мировой истории. Уже первые христианские хронисты — Юлий Африкан и Ипполит Римский, творившие в первой половине III в., — зафиксировали в своих трудах мистическую концепцию «5500 лет от Адама до Христа» и «7 тысячелетних дней мира», в соответствии с которой открывалась перспектива приближающегося эсхатологического рубежа, связывавшегося в византийской традиции с «субботним тысячелетием» (6000–7000 гг. от Адама, то есть примерно 500–1500 гг. от Рождества Христова1 ). Вариативность и фрагментарность библейской хронологии существенно усложняла задачу построения хронологических систем. В связи с этим, например, Евсевий Кесарийский, создатель наиболее древней из дошедших до наших дней и наиболее полной всемирной хроники (1-я четверть IV в.), вообще отказался от эры от Адама и в качестве сквозных систем отсчета принял счет лет Авраама, а также олимпиады 1 Древние системы счета лет «от Рождества Христова» (точнее, от Божественного Воплощения) несколько отличались от ныне общепринятой эры Дионисия Малого. 5
Стр.5
и годы правления царей важнейших государств. Однако столь сложная конструкция не прижилась и в IV–VII вв. уступила место более изящным и удобным хронологическим системам, которые — что особенно важно — были привязаны к лунно-солнечному календарю христианской пасхалии и вели счет от «естественного» начала времени — сотворения мира. В ранневизантийский период наиболее распространены были две хронологических системы — александрийская, принятая в хронике Анниана (рубеж IV–V вв.) и возрожденная в начале IX в. в «Хронографии» Георгия Синкелла и Феофана Исповедника, и антиохийско-константинопольская, оформленная в «Пасхальной хронике» и легшая в основу так называемой византийской эры («эры ромеев»). Каждая из них имела свои преимущества и недостатки: александрийская идеально отвечала мистической концепции Африкана—Ипполита, но исторически была некорректна; «ромейская» была более точна с исторической точки зрения, но от Адама до Рождества в ней насчитывалось не ровно 5500, а 5505 лет. Парадокс заключается в том, что последнее обстоятельство упорно игнорировалось авторами позднейших исторических компиляций, которые стремились сохранить александрийскую «мистику», хотя ипользовались «ромейским» счетом лет. В результате хронологическая структураоказывалась нарушенной и безнадежно запутанной, так что уже вскоре после окончания «Хронографии» Феофана (813 г.) — этой подлинной вершины византийской хронистики — появляется ставший впоследствии традиционным жанр средневизантийской хроники, которая, несмотря на свое название, полностью утрачивает хронологическую шкалу, ограничиваясь грубой рубрикацией по царствованиям. Первым такого рода сочинением стала хроника Георгия Монаха (в русской традиции известного как Георгий Амартол), составленная в 40-х годах IX в. и сохранившаяся в десятках греческих списков и нескольких славянских версиях2 . Утратив жесткую хронологическую канву, хроника Амартола и другие сочинения подобного типа приобрели новые черты, способствовавшие их широкому распространению: назидательность и художественность, что превращало хронику из сухой справочной таблицы в увлекательное и душеполезное чтение. С этого времени фактически исчезает четкое различие между собственно хрониками (сочинениями анналистического типа) и так называемыми историями (литературными трудами в духе Фукидида и других античных образцов). Так, например, «Хронографии» Продолжателя Феофана или Михаила Пселла являют собой типичные примеры произведений исторического жанра и с трудом Феофана Исповедника не имеют ничего общего, кроме названия3 . 2 3 6 См. о ней: Афиногенов. 1991; он же. 2004; Afi nogenov. 2004. Об эволюции жанра хроники в IX–X вв. см.: Бибиков. 1998. С. 89–107.
Стр.6
Разрушение строгой хронологической шкалы позволило «хронистам» уснащать повествование вставками из сочинений самого разного рода, а иногда даже помещать в них целые новеллы. Кроме того, такая свобода компиляции открывала поистине безграничные возможности для различных редакторов и переписчиков, что не замедлило сказаться на судьбе этих сочинений, бытовавших в виде целого семейства редакций, изводов и списков. По сути дела, возник новый тип исторической литературы — перманентно продолжаемая всемирная хроника, собираемая из разных сочинений. Авторство последних, как правило, редко указывалось компиляторами, имена которых, в свою очередь, не интересовали переписчиков и забывались. И не удивительно: ведь при подобном подходе к тексту, когда едва ли не каждый новый список приводит к появлению нового варианта, извода или редакции, само понятие авторства оказывается размытым. Именно такого рода всемирную хронику представляет собой труд Симеона Логофета, созданный спустя век после сочинения Георгия Монаха (окончившегося на событиях 842 г.). В рукописной традиции оба эти труда переплелись самым тесным образом — настолько, что хроника Симеона подчас бытовала не в виде самостоятельного сочинения, а в качестве продолжения хроники Амартола, обрастая, в свою очередь, всё новыми и новыми продолжениями. Издание и изучение хроники Симеона Чрезвычайно запутанное состояние рукописной традиции труда Симеона Магистра и Логофета привело к немалой путанице при его издании. Впервые была опубликована заключительная часть хроники Симеона, повествующая о событиях IX–X вв. Издавая ее в качестве приложения к «Хронографии» Феофана, Франсуа Комбефис воспользовался вариантом, доводившим рассказ до 1013 г., и принял в качестве авторского имя закончившего ее в этот год переписчика — некоего Льва Грамматика4 . Впоследствии в сборнике «Писатели византийской истории после тот же Комбефис опубликовал две другие редакции хроники Симеона. Первая была взята из рукописи хроники Георгия Монаха (с продолжением) и издана как «Жизнеописание новых императоров Георгия Монаха», а вторая вошла в состав так называемого «Продолжателя Феофана» (1-я часть его 6-й книги представляет собой не что иное, как один из вариантов хроники Симеона). Наконец, окончательно запутывая ситуацию, в том же сборнике Комбефис издал под именем Симеона Магистра заключительную часть всемирной хроники из рукописи Paris. Феофана»5 4 5 S.P.N. Theophanis Chronographia. Leonis Grammatici Chronographia / Ed. F. Combefi s, trad. J. Goar. Parisiis, 1655. Historiae byzantinae scriptores post Theophanem / Ed. F. Combefi s. Parisiis, 1685. 7
Стр.7
Указатель авторов и литературных произведений Библия Быт. 28–44, 48, Исх. 51, 53 Лев. 30 Втор. 30 Ис. Нав. 62 Суд. 52, 53 1 Цар. 53 4 Цар. 59, 62 2 Пар. 59 Пс. 28, 41, 76, 168, 206 Сир. 69 Ис. 235 Иер. 60 Дан. 65, 67 Ездр. 66 Тов. 64 Мф. 112 Деян. 54, 76 Петр. 41 «Амброзианская хроника» 51, 52 Андрей Византийский 51 Андроник 58 Анниан 43 Василий Великий. Письма 40 Гелиодор. «Эфиопика» 103 Гелиодор. «Поэма о Хрисе» 103 Генесий 185 Георгий Амартол. «Хроника» 43 Георгий Кедрин. «Хроника» 32, 35, 76, 122 Георгий Синкелл. «Хроника» 28, 31, 43, 44, 48, 52, 54, 58 Гомер. «Илиада» 103 Григорий Богослов. «Эпитафия брату Василию» 101 Деметрий Хронограф 50 Дион Кассий. «Римская история» 82, 85 Евсевий Кесарийский. «Хроника» 43, 47, 50, 52, 55, 68, 84, 86 Евсевий Кесарийский. «Церковная история» 88 Евсевий Кесарийский. «Жизнь Константина» 92, 93 Епифаний Кипрский 71 Епифаний Монах. Житие ап. Андрея 40 Илия Нисибинский. «О летосчислении» 58 Житие Василия Нового 231 Житие Евфимия Сардского 167 Иоанн (Златоуст?) 51 Иоанн Златоуст (Псевдо-), «На Благовещение» 166 Иоанн Малала 51, 99, 110 Иоанн Никиуский 99 Иосиф Флавий. Иудейские древности 39, 41, 42, 50, 51, 54, 55, 71, 75, 76 Иосиф Флавий. Иудейская война 79 Ипполит Римский 43, 74 «История Александра» 68 Кирилл (Александрийский?) 51 Климент Александрийский. «Строматы» 51, 68, 82, 83, 87 Константин Багрянородный, «О церемониях» 135, 139, 167, 171, 179 Книга Юбилеев 28, 38, 40–42 Лактанций 93 Максим Исповедник 52 Михаил II, Письмо Людовику Благочестивому 167 Михаил Сириец 165 Никифор Константинопольский. «Хроника» 43 Ориген. «Гексаплы» 34, 84 «Пасхальная хроника» 66, 68, 99 Продолжатель Феофана 165, 174, 175, 185, 186, 188, 189, 194, 195, 202, 218, 230, 235– 236 Прокопий Кесарийский 119, 140 Прокопий Кесарийский. «Войны» 112, 120 Псевдо-Симеон 162, 165, 167, 174, 177, 186, 188, 193, 197, 218, 231 Светоний. «Жизнь 12 цезарей» 80 Сократ Схоластик. «Церковная история» 94, 99, 103 Фемистий 75 Феодор Чтец. «Церковная история» 114 Феодорит 92 Феофан Исповедник. «Хронография» 88, 110, 114, 119, 120, 131, 132, 135, 142 Феофил Антиохийский 43, 51 Феофилакт Симоката 122 Филон. Вопросы к Книга Бытия 35, 36 Эратосфен 54 Юлий Африкан. «Хронография» 44, 48, 51, 52, 54, 58, 60, 71, 74, 83 237
Стр.237
Именной указатель1 Аарон 49 Абалбакис 209 аль-Аббас, сын аль-Мумина 170 Аббасиды 179 Абдальмалик (Авимелех) 137 Аблабий 77 Абу Бакр (Абубухар) 131 Абу Салаф (Апосалаф) 227 Абу Хафс (Апохапс) 227 Аван 40 Аввакум 59 Авгарь Эдесский 233 Август (Октавий Август Цезарь) 72–74, 77 Авдий 59, 62 Авдиум 57 Авдон, пророк 55 Авдон, сын Елима 53 Авель 38, 39 Авенир 54 Авессалом, сын Давида 234 Авессалом, сын Аротры 213 Авиафар 55 Авимелех, родственник Илия 55 Авимелех, сын Гедеона 53 Авирон 62 Авифем 53 Авия 57 Авраам, дядя Фарры 48 Авраам, праотец 47–51 Аврелиан 89, 90 Агаллиан 191 Агамемнон 103 Агарь 48 Агафоник 95 Аггей 66 Агриппа II 75, 77, 78 Адавкт 91 Адам 30, 32–38, 41, 48, 51, 52, 54, 60, 94, 117 Адда 40 Аддо 66 Адер 61 Адониран 56 Адралест 220 1 Адриан, тесть Константина, сына Романа I 231 Адриан Халд 222 Адриан, император 81, 84, 193 Адриан, св. 181 Адриан, флотоводец 195 Азан 62 Азария, отрок 60, 64 Азария, первосвященник 57 Азура 41 Айон Беневентский (Агион) 200 Аиша 131 Акакий 111 Аларих 102 Александр, император 194, 198, 205, 210– 212 Александр Александрийский 94 Александр Иерапольский 105 Александр Константинопольский 94, 95 Александр Македонский 68, 69, 72, 94 Александр Север 85 Алексий Муселе, друнгарий виглы при Константине VI 156–157 Алексий Муселе, зять Феофила 168–169 Алексий Муселе, патрикий при Романе I 221 Алит 53 Аман 67 Амантий 115 Амафий 57 Амвросий Медиоланский 100, 103 Амесия 57 Аминадам 54 Аморийские мученики, свв. 173 Амос, пророк 57, 62 Амос, царь 59 Амрам (Амврам) 50, 51 Анаксагор 67 Анания, лжепророк 59 Анания, отец Авдиума 57 Анания, отец Иуя 61 Анания, отрок 60, 64 Анания, пророк 57 Анания, царь 57 В скобках даны варианты написания имен в «Хронике», в т. ч. отличающиеся от общепринятых. 238
Стр.238
Анастасий II Артемий 142, 147 Анастасий Гонгилий 214 Анастасий I Дикор 112–117 Анастасий, брат Льва Фоки 218 Анастасий, патриарх Константинопольский 146, 148–150, 153 Анастасий, сакелларий 221 Анастасия, жена Тиверия 123 Анастасия, жена Константина III 133 Анастасия, св. мученица 103, 109 Анастасия, сестра Михаила III 183, 191 Анатолий, патриарх Константинопольский 107–109 Андрагафий 101, 102 Андрей Первозванный, апостол 94, 178 Андрей Скиф, стратилат 193, 197–200 Андрей, медник 119 Андрей, примикирий 218 Андрей, сын Троила 135 Андрей, этериарх 180 Андроник Дука 208–109 Анна, дочь Гавалы, жена Стефана 230 Анна, дочь Зои Зауцы 204 Анна, подручная Романа I 218 Анна, сестра Михаила III 183, 191 Анна, св. 140 Аннибалиан 97 Антигон, диадох 69 Антигон, сын Варды 184 Антиох I 69 Антиох IV Епифан 67, 70 Антипатр 70, 71 Антихрист 148 Антоний, Марк 72, 73 Антоний I, патриарх Константинопольский 165–167, 171, 177 Антоний II Кавлей, патриарх Константинопольский 200, 204 Антонин Пий (Благочестивый) 82 Анфим, брат Льва IV 157 Анфимий, император 109 Аод 52 Апелат Перс 191, 193 Аполлинарий Александрийский 117 Аполлинарий Лаодикийский 98, 102 Аполлинарий Старший 98 Аполлон 71 Аполлоний Тианский 80 Апоступий 196 Апр 90 Апсимар — см. Тиверий III Аравий 131 Ардабурий 106, 108, 109 Ардак 57 Арей 64 Ареобинд 106 Арес 98 Арефа, св. 115 Ариадна 110–113 Арий 93, 94, 96 Аристипп 67 Аристобул, первосвященник 70 Аристобул, сын Ирода I 75, 77, 78 Аристотель 67 Аркадий 102, 104, 105 Аркадия 106 Арматий (Армат) 111 Арпад 201 Арран 48 Арсакий 104, 106 Арсам 68 Арсений Великий 102, 104 Арсений, манглавит 220 Арсес (Нарсес) 68 Арсиноя, мать Птолемея I 69 Артабан 67 Артавазд Армянин, император 148–149 Артавазд, этериарх 191 Артаксеркс I (Арфасасфа) 65, 66, 67 Артаксеркс II 67 Артаксеркс III Ох 68 Артемида 84 Артемон 84 Арфаксад 43, 48 Архелай 75 Аса 57 Асаф 55 Асир 49 Асклепий 53 Асклетарион 80 Аспар 106, 108, 109 Астинома 45 Асуир (Астиаг) 64, 65 Аттик 106 Ауреол 88 Афанасий Александрийский 96 Афанасий Гаммала 131 Афинодор 73, 74 Афр 45 Африкан, св. мученик 102 Афродита 45, 79, 84 Афшин (Судеи) 173 239
Стр.239
Ахав 57, 61, 62 Ахаз 58, 60 Ахар 61 Ахел 65 Ахиам 55, 61 Ахикан 64 Ахия 56 Ацмор 218 Ашот II Железный (Асотий) 215 Ашот Куропалат (Ивир) 221 Аэтий, аморийский пленник 173 Аэтий, евнух 157, 158 Бабек 170–171 Багратиды 215 Бальбин 86 Бардесан 82 Бар-Кохба 82 Берта-Евдокия 232 Бесс 68 Богоматерь, Богородица — см. Мария, Приснодева Борис-Михаил Болгарский 180, 184 Брут 72 Ваал 62 Ваан 193 Вааса 61 Вавила Антиохийский, св. мученик 87, 90 Вавуцик 198 Вактангий 149 Вала 49 Валент 99–101 Валентин (Валентинин) 82 Валентиниан I 99–101 Валериан 88 Валерия 91 аль-Валид 144 Валлантий 218 Валлих 71 Валтасар 65 Ваней 55 Варак 53 Варда Воила 222 Варда Фока 215, 231, 234 Варда, брат Василия I 187, 191 Варда, кесарь 178, 179, 182–189 Варда, сын Кордила 180 Вардан Турок 159, 163 Варимихаил 218 Варнава 112 240 аль-Васик 174 Василид 82 Василий I 177, 180–193, 197, 198 Василий Великий 100, 101 Василий Каматер 205 Василий Медная Рука 230 Василий Ономагул 147 Василий Петин 234 Василий Родий 226 Василий Славянин (Василица) 211, 212 Василий Эпиктий 203, 204 Василий, магистр и каниклий 209, 215, 235 Василий, сын Варды, племянник Василия I 191 Василиск 110, 111 Василискиан 191 Василица 214 Васой 173 Вафуил 58 Векрий 57 Велисарий 117–120 Вениамин, сын Иакова 49, 54–56, 61 Вениамин, сын Симеона Болгарского 226 Верина 110–112 Верника 75, 78 Вигилий 117 Викторин 90 Висир 149 Виталиан 112, 115 Вителий (Ютелий) 79 Витигес (Виттигис) 120 Владимир-Расате 180 Воидица 173 Волузиан (Волусиан) 87, 88 Вон 130 Вузий 60 Гавала 230 Гаврилопул 211, 212, 214 Гад, праотец 49 Гад, пророк 55 Гадий 63 Гай Калигула 75–77 Гаидад 40 Гайна 104 Галат 101 Галерий 90, 91, 97 Галл, император 87, 88 Галл, цезарь 96, 97 Галла 102
Стр.240