Серия: Источники
Том I
Под редакцией А. Ю. Виноградова и П. В. Кузенкова
Университет Дмитрия Пожарского
Москва, 2014
Стр.2
УНИВЕРСИТЕТ ДМИТРИЯ ПОЖАРСКОГО
ХРОНИКА СИМЕОНА
МАГИСТРА И ЛОГОФЕТА
Перевод со среднегреческого А. Ю. Виноградова,
вступительная статья и комментарии П. В. Кузенкова
Университет Дмитрия Пожарского
Москва, 2014
Стр.3
Подготовлено к печати и издано по решению
Ученого совета Университета Дмитрия Пожарского
Перевод, комментарии и исследование
выполнены при финансовой поддержке РГНФ (грант № 12-04-00342)
и Научного фонда НИУ ВШЭ (проект № 14-09-0215)
С37 Хроника Симеона Магистра и Логофета / Перевод со среднегреческого
А. Ю. Виноградова, вступительная статья и комментарии
П. В. Кузенкова. М.: Русский фонд содействия образованию и
науке, 2014. — 264 c. (Серия: Византия и ее окружение. Источники.
Том I.)
ISBN 978-5-91244-135-6
В настоящем издании читатель найдет первый перевод на русский язык «Хроники» Симеона
Логофета, византийского историографа Х века. Его произведение пользовалось большой
популярностью в Византии и за ее пределами и легло в основу многих других хроник,
в частности «Хроники» Псевдо-Симеона, выдержки из которой приведены в комментарии.
Издание снабжено историческим и текстологическим комментарием и предисловием. Предназначено
для специалистов и интересующихся древней историей.
© Виноградов А.Ю., перевод, 2014
© Кузенков П.В., статья, комментарий, 2014
ISBN 978-5-91244-135-6
© Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2014
Стр.4
О ХРОНИКЕ СИМЕОНА ЛОГОФЕТА
Всемирная хроника как литературный жанр
Жанр всемирной хроники (хронографии), в которой описываются события
от сотворения мира и человека до современной автору эпохи, появляется
в III в. по Р.Х. и принадлежит к числу оригинальных жанров христианской
письменности. Конечно, опыты создания более или менее объемных
хронологических сводов предпринимались уже в греко-римской античности,
но только в христианском мировоззрении, с его универсализмом
и эсхатологической историософией, появилась насущная потребность в
составлении исторических трудов, в которых все события человеческой
истории нанизывались бы на единую шкалу времени, устремленного к
своему пределу (эсхатону). В качестве такой шкалы, или эры, вполне естественно
было принять счет лет от сотворения мира (или Адама). Данные
для построения единой хронологии черпались из Библии и трудов античных
историков и хронографов. В ходе этой кропотливой работы особое
значение приобретала мистическая хронологическая связь между сотворением
Адама и явлением в мир Нового Адама — Христа, пришествие
Которого в середине 6-го тысячелетия мира (аналога 6-го дня творения,
когда был создан человек) знаменовало как бы обновление всего творения
и начало финального этапа мировой истории. Уже первые христианские
хронисты — Юлий Африкан и Ипполит Римский, творившие в первой
половине III в., — зафиксировали в своих трудах мистическую концепцию
«5500 лет от Адама до Христа» и «7 тысячелетних дней мира», в соответствии
с которой открывалась перспектива приближающегося эсхатологического
рубежа, связывавшегося в византийской традиции с «субботним
тысячелетием» (6000–7000 гг. от Адама, то есть примерно 500–1500 гг. от
Рождества Христова1
). Вариативность и фрагментарность библейской хронологии
существенно усложняла задачу построения хронологических систем.
В связи с этим, например, Евсевий Кесарийский, создатель наиболее
древней из дошедших до наших дней и наиболее полной всемирной хроники
(1-я четверть IV в.), вообще отказался от эры от Адама и в качестве
сквозных систем отсчета принял счет лет Авраама, а также олимпиады
1
Древние системы счета лет «от Рождества Христова» (точнее, от Божественного Воплощения)
несколько отличались от ныне общепринятой эры Дионисия Малого.
5
Стр.5
и годы правления царей важнейших государств. Однако столь сложная
конструкция не прижилась и в IV–VII вв. уступила место более изящным
и удобным хронологическим системам, которые — что особенно важно —
были привязаны к лунно-солнечному календарю христианской пасхалии
и вели счет от «естественного» начала времени — сотворения мира. В ранневизантийский
период наиболее распространены были две хронологических
системы — александрийская, принятая в хронике Анниана (рубеж
IV–V вв.) и возрожденная в начале IX в. в «Хронографии» Георгия Синкелла
и Феофана Исповедника, и антиохийско-константинопольская, оформленная
в «Пасхальной хронике» и легшая в основу так называемой византийской
эры («эры ромеев»). Каждая из них имела свои преимущества и
недостатки: александрийская идеально отвечала мистической концепции
Африкана—Ипполита, но исторически была некорректна; «ромейская»
была более точна с исторической точки зрения, но от Адама до Рождества
в ней насчитывалось не ровно 5500, а 5505 лет. Парадокс заключается
в том, что последнее обстоятельство упорно игнорировалось авторами
позднейших исторических компиляций, которые стремились сохранить
александрийскую «мистику», хотя ипользовались «ромейским» счетом
лет. В результате хронологическая структураоказывалась нарушенной и
безнадежно запутанной, так что уже вскоре после окончания «Хронографии»
Феофана (813 г.) — этой подлинной вершины византийской хронистики
— появляется ставший впоследствии традиционным жанр средневизантийской
хроники, которая, несмотря на свое название, полностью
утрачивает хронологическую шкалу, ограничиваясь грубой рубрикацией
по царствованиям.
Первым такого рода сочинением стала хроника Георгия Монаха
(в русской традиции известного как Георгий Амартол), составленная
в 40-х годах IX в. и сохранившаяся в десятках греческих списков и нескольких
славянских версиях2
. Утратив жесткую хронологическую канву,
хроника Амартола и другие сочинения подобного типа приобрели
новые черты, способствовавшие их широкому распространению: назидательность
и художественность, что превращало хронику из сухой
справочной таблицы в увлекательное и душеполезное чтение. С этого
времени фактически исчезает четкое различие между собственно
хрониками (сочинениями анналистического типа) и так называемыми
историями (литературными трудами в духе Фукидида и других античных
образцов). Так, например, «Хронографии» Продолжателя Феофана
или Михаила Пселла являют собой типичные примеры произведений
исторического жанра и с трудом Феофана Исповедника не имеют ничего
общего, кроме названия3
.
2
3
6
См. о ней: Афиногенов. 1991; он же. 2004; Afi nogenov. 2004.
Об эволюции жанра хроники в IX–X вв. см.: Бибиков. 1998. С. 89–107.
Стр.6
Разрушение строгой хронологической шкалы позволило «хронистам»
уснащать повествование вставками из сочинений самого разного рода,
а иногда даже помещать в них целые новеллы. Кроме того, такая свобода
компиляции открывала поистине безграничные возможности для различных
редакторов и переписчиков, что не замедлило сказаться на судьбе
этих сочинений, бытовавших в виде целого семейства редакций, изводов
и списков. По сути дела, возник новый тип исторической литературы —
перманентно продолжаемая всемирная хроника, собираемая из разных сочинений.
Авторство последних, как правило, редко указывалось компиляторами,
имена которых, в свою очередь, не интересовали переписчиков и
забывались. И не удивительно: ведь при подобном подходе к тексту, когда
едва ли не каждый новый список приводит к появлению нового варианта,
извода или редакции, само понятие авторства оказывается размытым.
Именно такого рода всемирную хронику представляет собой труд Симеона
Логофета, созданный спустя век после сочинения Георгия Монаха
(окончившегося на событиях 842 г.). В рукописной традиции оба эти
труда переплелись самым тесным образом — настолько, что хроника
Симеона подчас бытовала не в виде самостоятельного сочинения, а в качестве
продолжения хроники Амартола, обрастая, в свою очередь, всё
новыми и новыми продолжениями.
Издание и изучение хроники Симеона
Чрезвычайно запутанное состояние рукописной традиции труда Симеона
Магистра и Логофета привело к немалой путанице при его издании.
Впервые была опубликована заключительная часть хроники Симеона,
повествующая о событиях IX–X вв. Издавая ее в качестве приложения
к «Хронографии» Феофана, Франсуа Комбефис воспользовался вариантом,
доводившим рассказ до 1013 г., и принял в качестве авторского
имя закончившего ее в этот год переписчика — некоего Льва Грамматика4
.
Впоследствии в сборнике «Писатели византийской истории после
тот же Комбефис опубликовал две другие редакции хроники
Симеона. Первая была взята из рукописи хроники Георгия Монаха
(с продолжением) и издана как «Жизнеописание новых императоров Георгия
Монаха», а вторая вошла в состав так называемого «Продолжателя
Феофана» (1-я часть его 6-й книги представляет собой не что иное, как
один из вариантов хроники Симеона). Наконец, окончательно запутывая
ситуацию, в том же сборнике Комбефис издал под именем Симеона
Магистра заключительную часть всемирной хроники из рукописи Paris.
Феофана»5
4
5
S.P.N. Theophanis Chronographia. Leonis Grammatici Chronographia / Ed. F. Combefi s, trad.
J. Goar. Parisiis, 1655.
Historiae byzantinae scriptores post Theophanem / Ed. F. Combefi s. Parisiis, 1685.
7
Стр.7
Указатель авторов и литературных произведений
Библия
Быт. 28–44, 48,
Исх. 51, 53
Лев. 30
Втор. 30
Ис. Нав. 62
Суд. 52, 53
1 Цар. 53
4 Цар. 59, 62
2 Пар. 59
Пс. 28, 41, 76, 168, 206
Сир. 69
Ис. 235
Иер. 60
Дан. 65, 67
Ездр. 66
Тов. 64
Мф. 112
Деян. 54, 76
Петр. 41
«Амброзианская хроника» 51, 52
Андрей Византийский 51
Андроник 58
Анниан 43
Василий Великий. Письма 40
Гелиодор. «Эфиопика» 103
Гелиодор. «Поэма о Хрисе» 103
Генесий 185
Георгий Амартол. «Хроника» 43
Георгий Кедрин. «Хроника» 32, 35, 76, 122
Георгий Синкелл. «Хроника» 28, 31, 43, 44,
48, 52, 54, 58
Гомер. «Илиада» 103
Григорий Богослов. «Эпитафия брату Василию»
101
Деметрий Хронограф 50
Дион Кассий. «Римская история» 82, 85
Евсевий Кесарийский. «Хроника» 43, 47,
50, 52, 55, 68, 84, 86
Евсевий Кесарийский. «Церковная история»
88
Евсевий Кесарийский. «Жизнь Константина»
92, 93
Епифаний Кипрский 71
Епифаний Монах. Житие ап. Андрея 40
Илия Нисибинский. «О летосчислении» 58
Житие Василия Нового 231
Житие Евфимия Сардского 167
Иоанн (Златоуст?) 51
Иоанн Златоуст (Псевдо-), «На Благовещение»
166
Иоанн Малала 51, 99, 110
Иоанн Никиуский 99
Иосиф Флавий. Иудейские древности 39,
41, 42, 50, 51, 54, 55, 71, 75, 76
Иосиф Флавий. Иудейская война 79
Ипполит Римский 43, 74
«История Александра» 68
Кирилл (Александрийский?) 51
Климент Александрийский. «Строматы»
51, 68, 82, 83, 87
Константин Багрянородный, «О церемониях»
135, 139, 167, 171, 179
Книга Юбилеев 28, 38, 40–42
Лактанций 93
Максим Исповедник 52
Михаил II, Письмо Людовику Благочестивому
167
Михаил Сириец 165
Никифор Константинопольский. «Хроника»
43
Ориген. «Гексаплы» 34, 84
«Пасхальная хроника» 66, 68, 99
Продолжатель Феофана 165, 174, 175, 185,
186, 188, 189, 194, 195, 202, 218, 230, 235–
236
Прокопий Кесарийский 119, 140
Прокопий Кесарийский. «Войны» 112,
120
Псевдо-Симеон 162, 165, 167, 174, 177, 186,
188, 193, 197, 218, 231
Светоний. «Жизнь 12 цезарей» 80
Сократ Схоластик. «Церковная история»
94, 99, 103
Фемистий 75
Феодор Чтец. «Церковная история» 114
Феодорит 92
Феофан Исповедник. «Хронография» 88,
110, 114, 119, 120, 131, 132, 135, 142
Феофил Антиохийский 43, 51
Феофилакт Симоката 122
Филон. Вопросы к Книга Бытия 35, 36
Эратосфен 54
Юлий Африкан. «Хронография» 44, 48,
51, 52, 54, 58, 60, 71, 74, 83
237
Стр.237
Именной указатель1
Аарон 49
Абалбакис 209
аль-Аббас, сын аль-Мумина 170
Аббасиды 179
Абдальмалик (Авимелех) 137
Аблабий 77
Абу Бакр (Абубухар) 131
Абу Салаф (Апосалаф) 227
Абу Хафс (Апохапс) 227
Аван 40
Аввакум 59
Авгарь Эдесский 233
Август (Октавий Август Цезарь) 72–74, 77
Авдий 59, 62
Авдиум 57
Авдон, пророк 55
Авдон, сын Елима 53
Авель 38, 39
Авенир 54
Авессалом, сын Давида 234
Авессалом, сын Аротры 213
Авиафар 55
Авимелех, родственник Илия 55
Авимелех, сын Гедеона 53
Авирон 62
Авифем 53
Авия 57
Авраам, дядя Фарры 48
Авраам, праотец 47–51
Аврелиан 89, 90
Агаллиан 191
Агамемнон 103
Агарь 48
Агафоник 95
Аггей 66
Агриппа II 75, 77, 78
Адавкт 91
Адам 30, 32–38, 41, 48, 51, 52, 54, 60, 94,
117
Адда 40
Аддо 66
Адер 61
Адониран 56
Адралест 220
1
Адриан, тесть Константина, сына Романа
I 231
Адриан Халд 222
Адриан, император 81, 84, 193
Адриан, св. 181
Адриан, флотоводец 195
Азан 62
Азария, отрок 60, 64
Азария, первосвященник 57
Азура 41
Айон Беневентский (Агион) 200
Аиша 131
Акакий 111
Аларих 102
Александр, император 194, 198, 205, 210–
212
Александр Александрийский 94
Александр Иерапольский 105
Александр Константинопольский 94, 95
Александр Македонский 68, 69, 72, 94
Александр Север 85
Алексий Муселе, друнгарий виглы при
Константине VI 156–157
Алексий Муселе, зять Феофила 168–169
Алексий Муселе, патрикий при Романе I
221
Алит 53
Аман 67
Амантий 115
Амафий 57
Амвросий Медиоланский 100, 103
Амесия 57
Аминадам 54
Аморийские мученики, свв. 173
Амос, пророк 57, 62
Амос, царь 59
Амрам (Амврам) 50, 51
Анаксагор 67
Анания, лжепророк 59
Анания, отец Авдиума 57
Анания, отец Иуя 61
Анания, отрок 60, 64
Анания, пророк 57
Анания, царь 57
В скобках даны варианты написания имен в «Хронике», в т. ч. отличающиеся от общепринятых.
238
Стр.238
Анастасий II Артемий 142, 147
Анастасий Гонгилий 214
Анастасий I Дикор 112–117
Анастасий, брат Льва Фоки 218
Анастасий, патриарх Константинопольский
146, 148–150, 153
Анастасий, сакелларий 221
Анастасия, жена Тиверия 123
Анастасия, жена Константина III 133
Анастасия, св. мученица 103, 109
Анастасия, сестра Михаила III 183, 191
Анатолий, патриарх Константинопольский
107–109
Андрагафий 101, 102
Андрей Первозванный, апостол 94, 178
Андрей Скиф, стратилат 193, 197–200
Андрей, медник 119
Андрей, примикирий 218
Андрей, сын Троила 135
Андрей, этериарх 180
Андроник Дука 208–109
Анна, дочь Гавалы, жена Стефана 230
Анна, дочь Зои Зауцы 204
Анна, подручная Романа I 218
Анна, сестра Михаила III 183, 191
Анна, св. 140
Аннибалиан 97
Антигон, диадох 69
Антигон, сын Варды 184
Антиох I 69
Антиох IV Епифан 67, 70
Антипатр 70, 71
Антихрист 148
Антоний, Марк 72, 73
Антоний I, патриарх Константинопольский
165–167, 171, 177
Антоний II Кавлей, патриарх Константинопольский
200, 204
Антонин Пий (Благочестивый) 82
Анфим, брат Льва IV 157
Анфимий, император 109
Аод 52
Апелат Перс 191, 193
Аполлинарий Александрийский 117
Аполлинарий Лаодикийский 98, 102
Аполлинарий Старший 98
Аполлон 71
Аполлоний Тианский 80
Апоступий 196
Апр 90
Апсимар — см. Тиверий III
Аравий 131
Ардабурий 106, 108, 109
Ардак 57
Арей 64
Ареобинд 106
Арес 98
Арефа, св. 115
Ариадна 110–113
Арий 93, 94, 96
Аристипп 67
Аристобул, первосвященник 70
Аристобул, сын Ирода I 75, 77, 78
Аристотель 67
Аркадий 102, 104, 105
Аркадия 106
Арматий (Армат) 111
Арпад 201
Арран 48
Арсакий 104, 106
Арсам 68
Арсений Великий 102, 104
Арсений, манглавит 220
Арсес (Нарсес) 68
Арсиноя, мать Птолемея I 69
Артабан 67
Артавазд Армянин, император 148–149
Артавазд, этериарх 191
Артаксеркс I (Арфасасфа) 65, 66, 67
Артаксеркс II 67
Артаксеркс III Ох 68
Артемида 84
Артемон 84
Арфаксад 43, 48
Архелай 75
Аса 57
Асаф 55
Асир 49
Асклепий 53
Асклетарион 80
Аспар 106, 108, 109
Астинома 45
Асуир (Астиаг) 64, 65
Аттик 106
Ауреол 88
Афанасий Александрийский 96
Афанасий Гаммала 131
Афинодор 73, 74
Афр 45
Африкан, св. мученик 102
Афродита 45, 79, 84
Афшин (Судеи) 173
239
Стр.239
Ахав 57, 61, 62
Ахаз 58, 60
Ахар 61
Ахел 65
Ахиам 55, 61
Ахикан 64
Ахия 56
Ацмор 218
Ашот II Железный (Асотий) 215
Ашот Куропалат (Ивир) 221
Аэтий, аморийский пленник 173
Аэтий, евнух 157, 158
Бабек 170–171
Багратиды 215
Бальбин 86
Бардесан 82
Бар-Кохба 82
Берта-Евдокия 232
Бесс 68
Богоматерь, Богородица — см. Мария,
Приснодева
Борис-Михаил Болгарский 180, 184
Брут 72
Ваал 62
Ваан 193
Вааса 61
Вавила Антиохийский, св. мученик 87, 90
Вавуцик 198
Вактангий 149
Вала 49
Валент 99–101
Валентин (Валентинин) 82
Валентиниан I 99–101
Валериан 88
Валерия 91
аль-Валид 144
Валлантий 218
Валлих 71
Валтасар 65
Ваней 55
Варак 53
Варда Воила 222
Варда Фока 215, 231, 234
Варда, брат Василия I 187, 191
Варда, кесарь 178, 179, 182–189
Варда, сын Кордила 180
Вардан Турок 159, 163
Варимихаил 218
Варнава 112
240
аль-Васик 174
Василид 82
Василий I 177, 180–193, 197, 198
Василий Великий 100, 101
Василий Каматер 205
Василий Медная Рука 230
Василий Ономагул 147
Василий Петин 234
Василий Родий 226
Василий Славянин (Василица) 211, 212
Василий Эпиктий 203, 204
Василий, магистр и каниклий 209, 215,
235
Василий, сын Варды, племянник Василия
I 191
Василиск 110, 111
Василискиан 191
Василица 214
Васой 173
Вафуил 58
Векрий 57
Велисарий 117–120
Вениамин, сын Иакова 49, 54–56, 61
Вениамин, сын Симеона Болгарского 226
Верина 110–112
Верника 75, 78
Вигилий 117
Викторин 90
Висир 149
Виталиан 112, 115
Вителий (Ютелий) 79
Витигес (Виттигис) 120
Владимир-Расате 180
Воидица 173
Волузиан (Волусиан) 87, 88
Вон 130
Вузий 60
Гавала 230
Гаврилопул 211, 212, 214
Гад, праотец 49
Гад, пророк 55
Гадий 63
Гай Калигула 75–77
Гаидад 40
Гайна 104
Галат 101
Галерий 90, 91, 97
Галл, император 87, 88
Галл, цезарь 96, 97
Галла 102
Стр.240