, учитель начальных классов МАОУ «СОШ № 35 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Набережные Челны Формирование универсальных учебных действий посредством синтеза технологий деятельностного метода и развития критического мышления Т ЕХНОЛОГИЯ деятельностного метода (ТДМ) – инструмент, который помогает не только существенно повысить качество знаний и сделать обучение интересным для детей за счет включения их в самостоятельную учебнопознавательную деятельность, но и позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия (УУД) на каждом этапе урока, как того требует государственный образовательный стандарт. <...> Наряду с технологией деятельностного метода (ТДМ) целесообразно использовать в педагогической деятельности элементы технологии развития критического мышления (ТРКМ). <...> Основу технологии развития критического мышления составляет базовая модель, включающая три стадии: «Вызов – осмысление – рефлексия». <...> При анализе целевых установок каждой стадии ТРКМ, мы обнаружили существенное сходство с задачами этапов урока в технологии деятельностного метода. <...> Нам представляется гармоничным синтез этих двух технологий в рамках единого учебного занятия, их гармоничное сочетание. <...> Обеспечивая деятельностную составляющую учебного занятия, можно эффективно использовать приемы развития критического мышления. <...> «Кластер» (смысловые блоки) (УУД познавательные – поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знании, моделирование, перевод в знаковосимволическую форму; УУД регулятивные – коррекция, внесение необходимых поправок). <...> На чистом листе (классной доске) посередине следует написать ключевое слово или предложение, которое является ядром темы. <...> Вокруг ключевого слова следует записать слова, предложения, другие записи; при этом слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. <...> В свою очередь у каждого «слова » появляются свои «спутники», устанавливаются <...>