, зам. директора по УВР, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 10 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Калуга Роль смыслового чтения в достижении метапредметных результатов в урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации нового поколения ФГОС И НТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ развитие становится в настоящее время одной из наиболее актуальных задач современной школы. <...> Одним из факторов, определяющих уровень интеллектуального развития учащихся, является способность к критическому осмыслению поступающей информации, которая, в свою очередь, зависит от уровня развития навыка осознанного чтения. <...> Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. <...> Осознанное чтение создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области. <...> Развитие мышления также зависит от навыка чтения, поскольку является неотъемлемой частью устной речи, а речь – это способ формирования и формулирования мысли с помощью языка. <...> Проблеме грамотности чтения уделяется большое внимание во всем мире, недаром исследования грамотности чтения были включены в PISA (Program for International Students Assesment) по оценке образовательных достижений учащихся, которая осуществляется Организацией экономического сотрудничества и развития. <...> К сожалению, результаты российских школьников в данных исследованиях далеко не радостные. <...> Установленные ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципа метапредметности как условия достижения качества образования. <...> Современный учитель должен быть создателем таких педагогических ситуаций на уроке, которые были бы направлены на использование обобщенных способов деятельности, позволяющих обучающимся создать собственный продукт <...>