Е. Н. Эдельсон
Несколько слов о современном состоянии и значении у нас эстетической критики
Русская эстетика и критика 40--50-х годов XIX века / Подгот. текста, сост., вступ. статья и примеч.
В. К. Кантора и А. Л. Осповата. --М.: Искусство, 1982.-- (История эстетики в памятниках и документах).
OCR Бычков М. Н.
Бывают в литературе периоды, когда, будто долго собираясь и копясь, вдруг появляются в ней
живые, свежие силы, самостоятельные и первоклассные таланты. Общее сочувствие встречает тогда новое
направление, потому что, какие бы недостатки ни оказались за ним впоследствии, оно вносит нечто новое
в общество, среди которого явилось, трогает его живые струны. Критике не остается почти ничего делать
в таком случае; разве только, увлекшись этим новым направлением, отстаивать его от людей запоздалых и
неблагонамеренных, быть толковательницею его перед публикою. Но в руководстве ее новое направление
мало нуждается. В себе самом, в своей прочной связи с жизнью, откуда взялось, в своей
самостоятельности и в даровитости своих представителей находит оно силы и твердость идти по прямому
пути и увлекать за собою массу. Таково, например, было движение, сообщенное нашей литературе
Пушкиным и Гоголем. Но бывают другие периоды, когда как будто затихает движение в изящной
литературе, когда высокоталантливые личности, совокуплявшие в себе все требования эпохи, исчезают
или замолкают и на литературную арену выходит толпа писателей, иногда не лишенных дарования и
некоторой оригинальности, но,
в сущности, подчиненных направлению,
сообщенному
предшествовавшими великими деятелями. Не обладая той великой, природной силой, которая спасает
писателя от уклонений с прямой дороги, ни той энергией, с которою выступает обыкновенно всякое
самостоятельное начинание и которою загораживаются на время его недостатки, -- новые писатели
бросаются на вновь открытый им путь почти без всякой внутри их лежащей охраны, прельщаемые
легкостью торной уже дороги и сочувствием публики к новому направлению. Оттого, с одной стороны,
сами писатели доходят скоро до самых странных крайностей, с другой стороны, публика, обманувшись
несколько раз в том, что предлагаемо ей было под видом нового направления, начинает чувствовать
недоверие к достоинству самого направления. Смысл даже его затеривается в сознании, наступает в
литературе безурядица. Те, кто не смел и показаться прежде, при господстве даровитых деятелей,
выступают также на арену; наряду с доведенными до нелепости произведениями нового направления
безнаказанно появляются в литературе самые уродливые произведения, не имеющие никакого
направления, и публика, затерянная в этом хаосе, не зная, чему нести свое сочувствие, начинает
становиться равнодушною ко всем литературным явлениям. В таких-то случаях критика должна стоять
неусыпно на страже против грозящей литературе безурядицы. В таких-то случаях и литераторам и
публике должна она прийти на помощь. Литераторам должна она помогать теми теоретическими
знаниями, которые в гениальных деятелях присущи их таланту, но которых недостаток часто и резко
кидается в глаза в произведениях писателей, не одаренных особою творческою силою, хотя и не
лишенных таланта. Точно так же нужна в такое время критика и публике, потому что часто ей приходится
иметь дело с произведениями, имеющими неяркие достоинства, в которых критика обязана указать ей
настоящее направление, выставить на вид те стороны, каких, может быть, и не заметило бы само собою
большинство, но которые служат несомненным признаком прямого пути, избранного писателем, и т. д. С
другой стороны, критика должна предостерегать публику от тех уродливых произведений, которые,
пользуясь случаем, употребляют все средства для того только, чтобы подделаться под вкус большинства,
угодить его самым грубым и причудливым требованиям, и которые по этим самым причинам имеют
много способов бросаться в глаза большинству, ослепить его и загородить от него те скромные, неяркие,
но добросовестные создания, которые поддерживают и предохраняют от порчи вкус публики в
промежуток времени между появлением ярких и самобытных талантов.
Современное состояние нашей литературы несколько похоже на подобную пору застоя и затишья.
Нельзя пожаловаться на отсутствие талантливых писателей, но нельзя не согласиться также, что у
некоторых из них проявляются погрешности странные и непростительные или выдаются произведения
бесцветные и слабые. Нельзя не заметить также наплыва в литературу произведений бездарных и
фальшивых, выступающих с особенною дерзостью и, к несчастью, находящих сочувствие. Если это
справедливо, то справедливо и то, что для спасения литературы необходима строгая, добросовестная и
чуткая критика. Но кто же не согласится, что недостаток ее у нас крайне ощутителен?
Стр.1