Конкурентоспособность территорий 117 Морозов М. А., докт. экон. наук, профессор кафедры гостиничного и туристического бизнеса Российского экономического университета им. <...> Г. В. Плеханова, г. Москва, mmorozov@bk.ru Аристов П. О., аспирант Московского финансово-промышленного университета «Синергия», г. Москва, pavel-aristov@bk.ru Анализ конкурентоспособности услуг в ресторанном и досуговоразвлекательном бизнесе В публикации определяется актуальность проведения анализа конкурентоспособности услуг предприятий ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса как перспективной и денежноемкой отрасли экономики. <...> Рассмотрены основные изменения российского рынка ресторанных и досугово-развлекательных услуг, обусловленные социально-экономическими особенностями развития страны в последние десятилетия. <...> Определены основные тенденции развития рынка рассматриваемых услуг. <...> Проведен анализ различных подходов к определению конкурентоспособности предприятий и услуг. <...> На основе проведенного анализа предложена авторская трактовка понятия «конкурентоспособность услуг». <...> В статье также рассмотрены виды конкуренции, характерные для услуг предприятий ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса, и исследованы основные конкурентные стратегии, используемые предприятиями на рынке ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса для повышения уровня конкурентоспособности услуг и роста лояльности целевой аудитории. <...> Представлен ряд основных подходов к оценке конкурентоспособности услуг, для каждого из которых выделены основные требования. <...> Путем рассуждений и с помощью промежуточных выводов по материалам проведенных исследований подчеркивается актуальность и практическая значимость стратегического планирования с учетом факторов внешней среды, а также внедрения комплекса мероприятий, направленных на повышение конкурентоспособности предприятий ресторанного и досугово-развлекательного бизнеса <...>