Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 640747)
Контекстум
Антиплагиат Руконтекст

Никколо Макиавелли

0   0
Первый авторДживелегов Алексей Карпович
Издательство[Б.и.]
Страниц32
ID4277
АннотацияРенессанс завещал задачу политического возрождения Италии Risorgimento, a писал его завещание Никколо Макиавелли.
Кому рекомендованоИтальянское Возрождение
Дживелегов, А.К. Никколо Макиавелли : Очерк / А.К. Дживелегов .— : [Б.и.], 1934 .— 32 с. — История .— URL: https://rucont.ru/efd/4277 (дата обращения: 26.06.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Алексей Карпович Дживелегов НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ Текст издания: Никколо Макиавелли "Сочинения", том I, Academia. M.--Л., 1934. <...> Маленький Никколо если и не был свидетелем всего этого, то не мог не слышать разговоров. <...> Подрастая, Никколо наблюдал режим Лоренцо, необыкновенный блеск культуры и быта: празднества, турниры, процессии, карнавальные шествия с мифологическими фигурами, в устройстве которых соперничали Сандро Боттичелли и Пьеро ди Козимо. <...> Наблюдательность понемногу становилась острее, и он начинал понимать, что под этим блеском уже кое-где проступают признаки упадка, что торговля и промышленность больше не поднимаются, а идут к уклону, что тирания Лоренцо жестче, чем тирания его деда, что республика крепко зажата в кулак, а свобода существует только в льстивых панегириках, расточаемых Лоренцо гуманистами. <...> Ему было двадцать три года, когда смерть Лоренцо резко покончила с этим обманчивым покоем. <...> При Пьеро Медичи флорентийская тирания, поглупевшая и обнаглевшая, стала быстро катиться к пропасти. <...> Не успело успокоиться ликование, вызванное падением Пьеро, как в город явились французы. <...> Диалог между Карлом VIII и Пьеро Каппони: "Я прикажу ударить в барабаны". <...> Савонарола попал в круг зрения Никколо, когда его дела решительно пошли хуже. <...> Никколо ни на одну минуту не был увлечен бурным, экстатическим красноречием его проповедей и был даже не прочь смотреть на него как на вульгарного обманщика [320]. <...> На юридическом факультете перенесенного во Флоренцию Пизанского Студио, где учился Гвиччардини, ему побывать не пришлось. <...> Настоящей школой Никколо была флорентийская улица, этот удивительный организм, где формировалось столько больших умов. <...> Где Никколо сел в 1498 году, после аутодафе Савонаролы, там и прижала его в 1512-м медичейская реставрация. <...> И хотелось не так скупо тратить на жизнь и на удовольствия, ибо Никколо -- мы увидим -- не был ни стоиком, ни аскетом. <...> В 1512 году <...>
Никколо_Макиавелли.pdf
Алексей Карпович Дживелегов НИККОЛО МАКИАВЕЛЛИ Текст издания: Никколо Макиавелли "Сочинения", том I, Academia. M.--Л., 1934. Электронная версия:М. Н. Бычков ...Doloroso Machiavelli Maturava ii pio desir... G. Carducci ...Чистую вынашивал мечту Макиавелли скорбный... Дж. Кардуччи I Едва ли случайно, что мы не знаем буквально ничего о молодости Макиавелли. В 1498 году двадцатидевятилетним зрелым человеком поступил он на службу республики. До этого он ничего не писал. До этого он нигде не выступал. И до такой степени сразу в своих служебных донесениях и в неслужебных писаниях он обретает манеру обстоятельного чиновника и язык опытного литератора, что начинает казаться, будто ничем другим в жизни он так и не был. А молодым вообще не был никогда. Представить себе Макиавелли юным, с гибким телом, со свежими красками на лице, с искрящимися глазами, с беззаботным смехом, всегда готовым на любую сумасбродную проделку, необыкновенно трудно. Его единственный, по-видимому, не фантастический портрет [319] показывает его совсем другим. Бюст костлявого, чуть сгорбленного человека. Лицо худое. Плохо выбритые впалые щеки. Утомленные глаза сидят глубоко, смотрят рассеянно и беспокойно, но в них много затаенной думы, и они способны загораться порывами решимости и энергии. Много думы и под высоким морщинистым лбом, лысеющим спереди зализами. Рот большой, окружен бесчисленными складками, в которых прячутся большие и малые душевные боли, тоска, разочарование. Губы чувственные; если на них заиграет улыбка, она будет насмешливая, недоверчивая, злая, циничная, едва ли часто добродушная. Нос -- длинный, крючковатый, с тонким висящим концом. Голова мыслителя и человека дела, невеселого эпикурейца, Мефистофеля в миноре. На гравюре нет красок, и так становится жалко, что лицо одного из величайших людей Италии и Европы не увековечила кисть большого мастера: сколько их было кругом него во все моменты его жизни! Каков был Макиавелли в пожилые годы, таков должен был быть и в молодости. Знакомясь с его жизнью и с его произведениями, особенно с самыми интимными, с его замечательными письмами, нельзя отделаться от одного впечатления. На протяжении тридцати лет, что мы его знаем, всегда, при всех обстоятельствах -- в делах, в творчестве, в развлечениях, в моменты серьезные и радостные -- сидело в нем что-то больное, не растворяющийся ни при каких условиях осадок горечи. Откуда он? Момент поступления на службу делит жизнь Макиавелли на две почти равные половины. Вторая известна нам хорошо. Первую мы не знаем совсем, а знаем только то, что служило ей фоном. Бурные были времена и в то же время самые блестящие в истории его родного города. В 1478 году девятилетним мальчуганом Никколо видел, как обезумевший народ гонялся по улицам за членами семьи Пацци и их сторонниками, как висели в окнах Дворца Синьории архиепископ Сальвиати в лиловой рясе, Франческо Пацци совсем голый, с окровавленной ногою и трое Якопо: два Сальвиати, родственники архиепископа, и один Браччолини, сын Поджо. Четвертый Якопо, Пацци, повешенный тоже спустя два дня и похороненный в Сайта Кроче, был удален из церкви и закопан где-то под стенами. Его вырыли из второй могилы, и мальчишки, захлестнув труп за шею веревкою, волокли его по городу, подтащили к
Стр.1