Чегодаев ДРЕВНЕЕГИПЕТСКАЯ ПАПИРУСНАЯ ГРАФИКА ПОЗДНЕГО ВРЕМЕНИ: ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ТЕКСТА И ИЗОБРАЖЕНИЯ История и культура Египта эпохи Греко-римского владычества – тема невероятно интересная как для античников, так и для египтологов. <...> Говоря о папирусных свитках того времени, мы в первую очередь имеем в виду именно античные свитки. <...> Это многочисленные экземпляры того, что принято называть заупокойной литературой. <...> Book 1.indb 147 09.01.2011 15:02:07 ЧТЕНИЯ 148 АРИСТЕЙ II (2010) са и Харпократа, но в гораздо меньшей степени мы осведомлены о том, что египтяне называли новых владык тем же термином, что и древних варваров, заплывавших к ним из-за моря: «хау-небу» – это те, кто пребывает далеко на севере, сзади (букв. «на затылке»; египтяне, ориентируясь, смотрели на юг), где-то за пределами цивилизации. <...> Широкое распространение такого важнейшего элемента как заупокойные тексты, так до конца и не затронутых греческим влиянием, написанных на древнем священном языке, выглядит как своего рода сопротивление культурной ассимиляции2 . <...> Таким важнейшим для египтян этого времени текстом была «Книга Мертвых» – уже древний в это время сборник заупокойных формул, писавшихся на папирусных свитках и сопровождавшихся иллюстрациями. <...> Искусство росписи папирусных свитков – папирусная графика, в первую очередь связанная именно с «Книгой Мертвых», – одно из величайших достижений египетской культуры3 . <...> Появившиеся в начале Нового Царства (XV в. до н. э.) тексты с цветными изображениями стали первой в истории иллюстрированной книгой, а папирусная графика – искусством миниатюры, подарившем миру такие шедевры, как папирус Ани из Британского музея. <...> Возникнув в начале XVIII династии, папирусная графика достигла своего расцвета при XIX династии, когда сложились все ее основные принципы. <...> Оформление свитков в основном представляло собой нанесение миниатюр по определенным композиционным схемам: так, обычно по верхнему краю папируса, над столбцами <...>