52–77 Е.В. Илюшечкина МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ В ПОЭМЕ ДИОНИСИЯ ПЕРИЭГЕТА Многочисленные упоминания о богах, героях, основании городов и святилищ в дидактической поэме «Описание ойкумены» Дионисия Александрийского по прозвищу Периэгет (II в.) тесно связаны с географическим контекстом. <...> Развернутые мифологические экскурсы по существу не отличаются от мелких замечаний о богах или героях, поскольку функциональное назначение тех и других состоит в том, чтобы риторически обрамлять конкретную информацию о географических локусах. <...> Порой Дионисий прямо указывает, что его читатель имеет дело с мифологическим содержанием отрывка – ср., например, авторские уточнения «по преданию» μῦθος (ст. <...> Кроме того, отдельные слова в дидактической поэме выполняют роль временнЫх формул, которые поясняют, что в отличие от нынешнего состояния дел – «теперь, сейчас» νῦν δέ (ст. <...> Опираясь на раннюю нарративную традицию, Дионисий Периэгет прибегает, подобно александрийским поэтам, к интертекстуальному фону и приемам литературной игры ради отождествления мифологического Book 1.indb 52 09.01.2011 15:01:31 СТАТЬИ Е.В. <...> Илюшечкина МИФОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОШЛОЕ предания с исторической географией1 53 . <...> Предполагается, что читатель ученой периэгезы в гекзаметрах достаточно образован, обладает живым воображением и с легкостью улавливает любой намек. <...> Дионисий не ограничивается лишь аллюзиями на гомеровский эпос и «Аргонавтику» Аполлония Родосского, когда проецирует мифологическое прошлое на географический контекст2 . <...> Демонстрируя коннотации топонимики архаической эпохи, поэт преобразует древнейшие мифологические пласты в соответствии с требованиями эстетики «второй софистики» II в. и характерными для нее представлениями о занимательности. <...> Упоминаемые в стихотворной периэгезе Дионисия боги греческого пантеона3 – по сравнению с гомеровским или алексан1 Ср. <...> I 1223–1256; «дочь Ээта» Медею, которая одновременно является эпонимом страны Мидии (ст <...>