И ЕГО РОЛЬ В МОДЕРНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВА © 2012 г. З.И. Алиева Санкт-Петербургский государственный университет, Университетская наб., д. <...> Petersburg, 199034 Раскрываются социально-политические предпосылки реформирования Государственного Совета Российской империи с 1906 по 1917 г. и их обусловленность экономическими и политическими факторами. <...> В историографии существует тенденция рассмотрения российского парламента начала XX в. лишь в разрезе нижней палаты народного представительства – Государственной думы. <...> Автором предлагаются к анализу аспекты функционирования верхней палаты – Государственного Совета Российской империи 1905 – 1917 гг. и непарламентских учреждений в его структуре. <...> Значительная часть российского общества увидела тогда в Манифесте конституционный акт. <...> Характерно, что даже Николай II в письме Д.Ф. Трепову заметил: «России даруется конституция» [1, № 27423, с. <...> Но если принятые 6 августа 1905 г. Акты не повлияли на положение законосовещательного Государственного Совета (далее – ГС), то предоставление Думе законодательных прав, провозглашенное Манифестом, изменило ситуацию коренным образом. <...> В новой политико-правовой ситуации ГС в прежнем своем качестве становился бессмысленным. <...> 20 февраля 1906 г. Николай II подписал манифест «Об изменении учреждения Государственного Совета и о пересмотре учреждения Государственной Думы». <...> Наряду с предоставлением ГС законодательных прав провозглашалось его переустройство «на началах видного участия в нем выборных от населения»[1, № 27423, с. <...> Право заседания в ГС получали члены по назначению и члены по выборам. <...> Состав первых утверждался императором ежегодно 70 и не должен был превышать по численности выборных членов. <...> Правом ежегодного утверждения (обратим внимание на то, что по закону назначение носило пожизненный характер) Николай II сохранял за собой возможность прямого воздействия на «звездную палату», обрекая и без того лояльную часть ГС на непререкаемое послушание <...>