210–226 КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЕ РИМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ И СРАВНИТЕЛЬНАЯ МИФОЛОГИЯ: Briquel D. <...> В недавно вышедшей книге профессора Сорбонны Доминика Брикеля «Миф и Революция: создание рассказа о рождении республики в Риме» одна из эпохальных перемен в римской истории представлена под необычным углом зрения. <...> Римская историческая традиция рассматривается им в одном ряду с сочинениями эпического жанра, такими как «Махабхарата» и «Рамаяна», «Илиада» и «Одиссея», старшая и младшая «Эдда», а также ведическими, иранскими, кельтскими, скандинавскими и греческими мифами. <...> Оценка ранней римской истории как историзированной мифологии берет начало в работах Жоржа Дюмезиля, который связал миф о войне скандинавских ассов и ванов (Жsir и Vanir) с историей борьбы римлян против изгнанного царя Тарквиния Гордого1 (Ragnarшkr, «судьба/гибель богов») – нашла выражение в мифологии и эпосе многих народов. <...> Стиг Викандер провел аналогии между Рагнарёк, битвой на Курукшетре в «Махабхарате» и битвой при Бравалле в описании Саксона Грамматика2 ирландском эпосе3 . <...> Идея «последней битвы» в конце старого мира – сканд. <...> Дюмезиль обнаружил сходные черты у битвы при Маг Туиред в . <...> Недавно мифологему «последней битвы» на материале греческой титаномахии рассмотрел Дэниел Брей5 . <...> По-видимому, в древние времена миф о «последней битве» служил объяснением для смены одной эпохи другой. <...> Поэтому Брикель предпочитает называть ее «эсхатологической битвой». <...> Основные черты мифологической схемы, завершающейся этой эпохальной битвой, общие в мифологии и эпосе разных народов, удачно выделил американский ученый Стивен О’ Брайен6 . <...> Новый лидер, вокруг которого объединяется народ, обладает двумя важными характеристиками: а) он родственник изгнанного царя, обычно его племянник/внук по дочери/сестре; б) его отец погибает, когда он был еще очень молод, будучи убит царем. <...> Изгнанный царь укрывается у традиционных врагов народа, которым он мог быть <...>