Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Аристей : Классическая филология и античная история  / №1 2012

БОСПОРСКИЕ СЮЖЕТЫ В ДИАЛОГЕ ЛУКИАНА «ТОКСАРИД» (100,00 руб.)

0   0
Первый авторСапрыкин
Страниц25
ID425389
АннотацияСтатья посвящена анализу сведений о Боспорском царстве, скифах и сарматахаланах, которые содержатся в диалоге Лукиана «Токсарид, или дружба». Это первое в историографии исследование этого сложного источника, который практически не привлекался для изучения истории Боспора, так как считался анахронизмом, «исторической фикцией», вымыслом. Тщательный анализ фактов, содержащихся в одной из историй, приведенных скифом Токсаридом, доказывает, что диалог может быть поставлен в разряд важных источников по истории Боспора и его взаимоотношений с соседними племенами. В основе сведений Лукиана о Боспоре и скифах лежал какой-то местный боспорский источник, в котором излагалась история Боспорского царства с эпохи эллинизма до середины–второй половины II в. н. э. На основе содержавшейся в нем информации Лукиан или кто-либо из его ближайших предшественников либо современников переработал его в нечто подобное роману о северопричерноморских варварах, что было востребовано тогдашней римской читающей публикой. Однако главный сюжет повествования – убийство боспорского царя, соперничество за престол в Пантикапее, война боспорцев со скифами – относится к середине II в. н. э. и связан с отношениями между Боспором, тавроскифами и аланами.
Сапрыкин, С.Ю. БОСПОРСКИЕ СЮЖЕТЫ В ДИАЛОГЕ ЛУКИАНА «ТОКСАРИД» / С.Ю. Сапрыкин // Аристей : Классическая филология и античная история .— 2012 .— №1 .— С. 185-209 .— URL: https://rucont.ru/efd/425389 (дата обращения: 24.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

185–209 С.Ю. Сапрыкин БОСПОРСКИЕ СЮЖЕТЫ В ДИАЛОГЕ ЛУКИАНА «ТОКСАРИД» Лукиан из Самосаты (ок. <...> Среди его многочисленных сочинений диалог «Токсарид, или дружба» занимает особое место, так как в нем на примере скифов и греков повествуется о мужской дружбе, в связи с чем подробно рассказывается о событиях и образе жизни в Северном Причерноморье. <...> 1 Токсарид – скифский мудрец, современник Анахарсиса, покинувший Скифию и проживавший в Греции в VI в. до н. э., где и умер. <...> Лукиан упоминает Токсарида в трактате «Скиф, или гость» (Luc. <...> Достаточно широко распространено мнение, что сведения о Северном Причерноморье, в частности, о скифах, в этом произведении искажены и неисторичны, поскольку целью Лукиана было создать иллюзию современной ему действительности2 . <...> У некоторых исследователей сложилось убеждение, что детали рассказа о Боспоре и его соседях вообще анахронизмы – «историческая фикция»3 многом инспирирована мнением М.И. Ростовцева, который охарактеризовал рассказ Лукиана о Боспоре следующими словами: «… <...> Здесь все приблизительно правильно, но именно только приблизительно, не история, а историческая новелла», поскольку автор «не стремился к исторической точности»4 . <...> На этом основании анекдот Токсарида о Боспоре, сарматах и скифах нечасто привлекается для характеристики реальных исторических событий на северном побережье Черного моря, поскольку считается неполноценным историческим источником5 . <...> Это было сделано в стиле популярной у римской публики новеллистической литературы6 . <...> Тот же образ упоминается Токсаридом в сюжете о скифах и Боспорском царстве – там это незаконнорожденный брат боспорского царя Левканора, получивший престол после его убийства7 . <...> Журнал.indb 186 22.07.2012 21:58:14 С.Ю. Сапрыкин БОСПОРСКИЕ СЮЖЕТЫ В ДИАЛОГЕ ЛУКИАНА 187 не» – новеллистический рассказ на публику, как и увлекательные для чтения стратегемы Полиена об Амаге и Тиргатао – сарматской и меотской царицах. <...> Несмотря на полулегендарное <...>