466b–468e1 Эта статья посвящена анализу довольно сложного и концептуально важного пассажа в платоновском «Горгии»2 , где Сократ3 критикует риторов и тиранов, парадоксальным образом отрицая, что они обладают каким-либо могуществом (466b–468e). <...> Стоит напомнить, что формально «Горгий» посвящен вопросу о сущности риторики, в ходе обсуждения которого Сократ последовательно вступает в спор с тремя собеседниками – Горгием, Полом и Калликлом. <...> К тому моменту, когда начинается рассматриваемый в этой работе отрывок диалога, Сократ уже закончил беседовать с Горгием, и итогом их беседы стало выявление противоречия, которое, по мнению Сократа, присуще позиции Горгия (460bc; 461а): с одной стороны, тот признал, что основным предметом риторики является «справедливое и несправедливое» (454b7) и что оратор, соответственно, дол1 С удовольствием пользуюсь этим случаем, чтобы поздравить Андрея Александровича Россиуса с юбилеем и от всей души пожелать ему человеческого благополучия и новых научных успехов. <...> 4 Здесь и далее под «Сократом» понимается герой данного диалога. <...> Журнал.indb 141 22.07.2012 21:58:07 142 АРИСТЕЙ V (2012) жен обладать знанием этого предмета и быть в состоянии ему научить (460а), но, с другой, он явно допускает, что риторику, как и любое другое искусство, фактически можно использовать в несправедливых целях (457bс). <...> Комментаторы обычно указывают на то, что в этом аргументе против Горгия имплицитно проявляется одна из фундаментальных предпосылок сократовской этики – тезис о достаточности знания для добродетели, согласно которому, если агент знает, что такое добродетель, этого достаточно, чтобы он был добродетелен5 . <...> Пола, который вступает в разговор начиная с 461b3, не особенно волнует, должен ли оратор знать, что такое справедливость, и поступать справедливо. <...> Привлекательная сторона ораторской деятельности, по его мнению, заключается в том, что а) ораторы обладают наибольшим могуществом в своих городах (466b4–5: μέγιστον δύνανται ἐν ταῖς πόλεσιν), то <...>