21–52 В.Т. Мусбахова К ВОПРОСУ О ДОСТОВЕРНОСТИ СВИДЕТЕЛЬСТВА ГЕРОДОТА О ВРЕМЕНИ ЖИЗНИ АРИСТЕЯ ИЗ ПРОКОННЕСА И ВРЕМЕНИ СОЗДАНИЯ «АРИМАСПЕИ» Среди ранних свидетельств о контактах греков с Северным Причерноморьем традиция об Аристее, сохраненная для нас главным образом Геродотом, занимает совершенно особое место. <...> Речь идет о длительном путешествии от северного побережья Понта в глубь материка, побудительные мотивы и цель которого находились в сфере религии Аполлона; запечатлено же оно было в гексаметрической поэме, известной уже в древности под названием «Аримаспея» (эпос об аримаспах). <...> Судя по ее содержанию, она была не похожа ни на один из известных нам видов эпоса, а в основе ее структуры лежало, скорее всего, описание пути к гипербореям, как осуществленного самим Аристеем, так и записанного им со слов его информаторов. <...> Таким образом, феномен Аристея – в ярком единстве трех ипостасей: адепта Аполлона, историка (в том значении, которое этому слову придает Геродот) и поэта. <...> Дискуссия вокруг проблемы определения времени жизни Аристея, имеющая особое значение в контексте истории освоения эллинами северных берегов Понта и прилежащих к ним территорий в глубь материка, продолжается не первое десятилетие. <...> Согласно рукописям Геродота, «Аримаспея» была написана за 240 (ABC) или за 340 (DRSVP) лет до появления Аристея в Метапонте (Hdt. <...> Согласно данным рукописей словаря Суды, Аристей жил во время либо восьмой (η´: 748–745 гг.), либо пятидесятой Олимпиады (ν´: 570–567 гг.) <...> Очевидно, что два наших основных источника по хронологии Аристея значительно расходятся между собой во времени, предлагая нам – Геродот – начало VII в., а Суда с поправкой Роде – середину VI в., время гибели Сард. <...> Однако одно дело, если Аристей совершил свое путешествие к исседонам в начале VII в., в эпоху, которая для Сев. <...> Это верно и для освоения Понта, включая его северное побережье, если понимать под начальной фазой период нащупывания путей и предварительного <...>