ДУРОВА, Надежда Андреевна [1783 (по некоторым источникам -- 1788), Киев -- 21.III
(2.IV).1866, Елабуга] -- прозаик. Родилась в семье гусарского ротмистра А. В. Дурова. Детство провела в
имении бабушки Великая Круча в Полтавской губ. и в г. Сарапуле Вятской губ., где отец ее был
городничим. С детских лет отличалась независимостью характера, силой, ловкостью, храбростью. В 1801
г. была выдана замуж за чиновника В. С. Чернова, в 1803 г. у нее родился сын Иван. Брак Д. оказался
неудачным, и она вернулась к родителям.
В 1806 г., Переодевшись в мужское платье, Д. тайно ушла из дома и вступила под именем
Александра Васильевича Дурова в казачий полк. Затем служила в армии под фамилиями Соколов,
Александров. Стала первой русской женщиной-офицером. Участвовала в сражениях 1806--1807 гг. при
Гудштадте, Гейльсберге, Фридланде. Спасла от гибели раненого русского офицера. За этот подвиг
награждена Георгиевским крестом. Во время Отечественной войны 1812 г. участвовала в сражениях под
Смоленском, Колоцким монастырем, при Бородине, где была контужена. После Бородинского сражения
Д.-- ординарец Кутузова.
В 1816 г. Д. вышла в отставку в чине штабс-ротмистра. Некоторое время жила в Петербурге,
затем в Сарапуле и Елабуге, куда брат ее В. А. Дуров был назначен городничим.
В 1836 г. Д. приехала в Петербург, чтобы издать свои "Записки". Обратилась за содействием к А.
С. Пушкину, который высоко их оценил. Публикуя отрывок из "Записок" Д. в своем журнале
"Современник" (1836, т. II), Пушкин предварил его предисловием от издателя, в котором писал: "С
неизъяснимым участием прочли мы признания женщины, столь необыкновенной; с изумлением увидели,
что нежные пальчики, некогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером
быстрым, живописным и пламенным" (Полн. собр. соч.-- Т. VII.-- С. 271--272).
"Записки" Д. вышли отдельным изданием в 1836 г. в Петербурге под названием "Кавалеристдевица,
происшествие в России". В 1839 г. в Москве были напечатаны "Записки Александрова.
Добавление к Девице-кавалерист". "Записки" рассказывают о жизни и воинском подвиге Д., о тех
исторических событиях, участницей которых она была. До сих пор они сохраняют свое значение и как
ценный исторический документ, и как яркое литературное произведение. Их героиня -- женщина
необычной судьбы, исполненная высоких стремлений к личной свободе, патриотка, защищавшая от
завоевателей родную землю с оружием в руках. "Записки" отличает точность многих исторических
деталей и характеристик, мастерство и занимательность изложения, романтический пафос.
"Записки" принесли Д. громкую литературную славу. "...Что за чудный, что за дивный феномен
нравственного мира героиня этих записок...-- писал Белинский.-- <...> И что за язык, что за слог у
Девицы-кавалериста! Кажется, сам Пушкин отдал ей свое прозаическое перо, и ему-то обязана она этою
мужественною твердостию и силою, этою яркою выразительностию своего слога, этою живописностию,
увлекательностию своего рассказа,
всегда полного, проникнутого какою-то скрытою
мыслию" (Белинский В. Г. Полн. собр. соч.-- Т. II.-- С. 236).
"Записками" Д. открыла свою деятельность на литературном поприще. В 1837--1839 гг. ее
повести печатались в журналах "Библиотека для чтения", "Отечественные записки", в сб. "Сто русских
литераторов". Отдельными изданиями вышли повесть "Год Жизни в Петербурге, или Невыгоды третьего
посещения" (1838), роман "Гудишки" (1839), "Повести и рассказы", в 4-х частях (1839), повести
"Угол" (1840), "Ярчук -- собака духовидец" (1840), "Клад" (1840).
Романтическая проза Д. пользовалась популярностью у современников: Многие ее произведения
заслужили одобрение критики.
Одна из главных тем Д.-- судьба женщины, ее право на раскрепощение от сословного и
семейного гнета. При этом Д. пишет об имущественном и социальном неравенстве, препятствующем
счастью ее героев (см., напр., повесть "Угол"). Д. часто обращается к национальной теме, выступая в
защиту угнетенных народов России, утверждая идею ценности человеческой личности: в повести
"Серный ключ" (1839) рассказывает о глубоких чувствах черемисов Зеилы и Дукмара, в повести
"Курмега. Происшествие из времен Иоанна Грозного вскоре после покорения Казани" (1839) создает
героический образ татарской женщины Кизбек, в романе "Гудишки" с сочувствием изображает нищих
литовских крестьян. Автобиографический характер носит повесть "Год жизни в Петербурге, или
Невыгоды третьего посещения": в ней Д. описывает свои встречи с Пушкиным, показывая его в кругу
семьи и друзей, за работой; сатирически изображает лицемерный высший свет.
Последние 25 лет жизни Д. уединенно жила в Елабуге на скромную пенсию, оставив
литературное творчество. По-прежнему носила мужской костюм, сохранив мужскую манеру поведения.
Вместе с тем на старости лет любила заниматься рукоделием -- вязала и вышивала. Дом ее был полон
кошек и собак, к которым Д. была привязана. Была похоронена в военном мундире с воинскими
почестями.
Стр.1