«Сообщества, в которых присутствует наибольшее число самых сочувствующих индивидов, будут наиболее процветающими и оставят наибольшее число потомков», – написал когда-то Дарвин в труде «Происхождение человека и половой отбор». <...> Неужто безжалостный закон естественного отбора, уничтожая слабейших, сотворил заодно и эмоции высшего нравственного порядка? <...> Результаты научных исследований говорят, что истоки морали куда древнее человечества, а чувство справедливости развилось у нас в ходе эволюции, потому что помогает выживать. <...> 032 www.21mm.ru ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВА ТЕКСТ механизм номера Н Например, так считает американский ученый Сергей Гаврилец, научный руководитель Национального института математико-биологического синтеза при Теннессийском университете (он, кстати, родился в Москве, а в США эмигрировал в 1990-х). <...> Выясняя происхождение справедливости, Гаврилец построил математическую модель взаимоотношений в стае приматов. <...> У каждой особи здесь по две ключевые характеристики: ресурсы и сила. <...> Находя новый ресурс, примат неизбежно привлекает внимание более сильного сородича – «хулигана», который, конечно, попытается ресурс отнять. <...> Тогда жертва либо отдает ему все без боя, либо отражает напор «силой харизмы», либо лезет в драку. <...> В последнем ПОМОЩЬ В АДРЕС ЖЕРТВЫ АГРЕССИИ ЯВЛЯЕТСЯ ЭВОЛЮЦИОННО «ПРАВИЛЬНЫМ» ДЕЙСТВИЕМ случае оба расходуют свои ресурсы: проигравший «оплачивает» конфликт из своих «запасов», победитель отдает часть того, что отобрал. <...> Конкуренты начинают драться, если разница в соотношении сил превышает некий предел. <...> Меняя значение этого предела и количество ресурсов, которые присваивает победитель, ученый рассмотрел разные сценарии развития отношений в стае. <...> Если «тиран» обирает своих жертв «до нитки», это вредит группе в целом – его поведение в долгосрочном плане эволюционно невыгодно. <...> Другие приматы забирают часть ресурсов, которые не стали добычей «хулигана». <...> Если цена конфликта высока <...>