Степан Семенович Дудышкин
Стихотворения Н. Некрасова <...> Его преследуют хулы,
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья". <...> Истина хотя и горькая, но несправедливая... по крайней мере, по отношению к г. Некрасову. <...> Где в нашей литературе, например, он встретил
"крики озлобления"? какие кружки общества "преследовали какого-нибудь сатирика хулами", когда - И веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедовал любовь
Враждебным словом отрицанья? <...> Г. Некрасов это знал, и благо ему, что он это знал и крепко верил в "мечту высокого призванья",
знал, что неправда, будто бы
...Каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых. <...> Он знал, что ни умные, ни пустые люди не были готовы клеймить у нас сатириков и обличителей,
несмотря на всевозможные дрязги, и потому напрасно давал волю реторическому лиризму, будто
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут
И как любил он -- ненавидя! <...> Здесь речь идет об "обличителях толпы", и мы вступаемся за наше общество, которое, от
Кантемира и до наших дней, никогда не желало видеть своих любимых поэтов растерзанными и даже
больше их любило, нежели сколько они стоили. <...> Оно все прощает поэту, как только он становится на
его сторону, и навсегда отворачивается от него, как только он забудет это общество. <...> Зачем же забывать
эту благородную черту нашего общества, скажем больше, эту великую черту нашего народного характера,
которую с восторгом признают все страдавшие за общество, и поэты и непоэты, кому как привела судьба? <...> И потому мы считаем такое несчастье сатирических стихотворцев, как его воспевает г. Некрасов,
напущенным просто из элегической вольности. <...> Нет, нет! если кто должен любить наше общество, так
именно сатирические поэты, именно за то, что общество наше незлопамятно <...>
Стихотворения_Н._Некрасова.pdf
Степан Семенович Дудышкин
Стихотворения Н. Некрасова
(Издание второе. С. Петербург. 1861 г. Два тома)
Критика 60-х гг. XIX века / Сост., вступит. ст., преамбулы и примеч. Л. И. Соболева.-- М.: ООО
"Издательство "Астрель"": "Издательство "АСТ", 2003 (Библиотека русской критики)
OCR Бычков М. Н.
...Нет пощады у судьбы
Тому, чей благородный гений
Стал обличителем толпы,
Ее страстей и заблуждений.
Питая ненавистью грудь,
Уста вооружив сатирой,
Проходит он тернистый путь
С своей карающею лирой.
Его преследуют хулы,
Он ловит звуки одобренья
Не в сладком ропоте хвалы,
А в диких криках озлобленья".
Истина хотя и горькая, но несправедливая... по крайней мере, по отношению к г. Некрасову. И мы
очень рады, что она несправедлива, рады за наше общество, за нашу литературу в настоящем случае и за
г. Некрасова, потому что хотим здесь говорить о нем. Где в нашей литературе, например, он встретил
"крики озлобления"? какие кружки общества "преследовали какого-нибудь сатирика хулами", когда -И
веря и не веря вновь
Мечте высокого призванья,
Он проповедовал любовь
Враждебным словом отрицанья?
Г. Некрасов это знал, и благо ему, что он это знал и крепко верил в "мечту высокого призванья",
знал, что неправда, будто бы
...Каждый звук его речей
Плодит ему врагов суровых,
И умных и пустых людей,
Равно клеймить его готовых.
Он знал, что ни умные, ни пустые люди не были готовы клеймить у нас сатириков и обличителей,
несмотря на всевозможные дрязги, и потому напрасно давал волю реторическому лиризму, будто
Со всех сторон его клянут,
И, только труп его увидя,
Как много сделал он, поймут
И как любил он -- ненавидя!
Здесь речь идет об "обличителях толпы", и мы вступаемся за наше общество, которое, от
Кантемира и до наших дней, никогда не желало видеть своих любимых поэтов растерзанными и даже
больше их любило, нежели сколько они стоили. Мы не говорим здесь о г. Некрасове, а вообще о
сатириках... Наше общество -- особенное общество. Оно все прощает поэту, как только он становится на
его сторону, и навсегда отворачивается от него, как только он забудет это общество. Зачем же забывать
эту благородную черту нашего общества, скажем больше, эту великую черту нашего народного характера,
которую с восторгом признают все страдавшие за общество, и поэты и непоэты, кому как привела судьба?
И потому мы считаем такое несчастье сатирических стихотворцев, как его воспевает г. Некрасов,
Стр.1