49–61 И.В. Рыбакова «АРГОНАВТИКА» АПОЛЛОНИЯ РОДОССКОГО КАК ГИМН АПОЛЛОНУ Следует отметить следующую композиционную особенность «Аргонавтики»: Аполлоний Родосский начинает свою поэму с воззвания к Аполлону (᾿Αρχόμενος σέο Φοῖβε), а в конце обращается с молитвой к аргонавтам (῞Ιλατ’ ἀριστῆες). <...> Важным компонентом гимнов являются мифы, объясняющие происхождение культовых практик. <...> Например, в гомеровском гимне «К Деметре» рассказывается об установлении Элевсинских мистерий. <...> Благодаря этиологическому элементу гимн становится любимым жанром александрийских поэтов, в частности Каллимаха. <...> Поэтому с точки зрения бытования гимна в античной традиции более точным, на наш взгляд, является определение гимна, данное Дионисием Фракийским: «Гимн – это произведение, которое является прославлением (ἐγκώμιον) богов и героев со словами благодарности» (451, 6 Hilgard). <...> Особенно нашего внимания заслуживают свидетельства о том, что на праздниках в честь Аполлона часто исполнялись пэаны, в которых упоминались и герои, павшие в сражениях. <...> Например, в словаре «Суда» говорится, что на празднике Гимнопедия хор обнаженных мальчиков пел гимны богам, прежде всего, Аполлону, в честь погибших в битве при Тирее. <...> Карри считает, что исполнение такого рода гимнов на праздниках в честь Аполлона было важной составляющей героического культа. <...> Таким образом, для того, чтобы подчеркнуть, что цель его произведения состоит в том, чтобы прославить аргонавтов и их бога-покровителя, Аполлоний Родосский как бы заключает свою поэму в рамки гимна. <...> Исследователь считает, что эта «диалогичность» пришла в поэму Аполлония из лирических жанров как «прием, субъективирующий нейтральность эпического изложения»3 . <...> Аристей_12.indb 50 18.03.2016 22:46:19 И.В. Рыбакова «АРГОНАВТИКА» АПОЛЛОНИЯ РОДОССКОГО 51 3. создании общности «поэт – читатель» с помощью местоимений «мой» и «наш» или глагольных форм первого лица множественного числа. <...> Таким образом Каллимах <...>