19, № 3, 2013 Н.М. Кожевников УДК 53:37.016 Эволюция курса общей физики от Хвольсона до наших дней Николай Михайлович Кожевников СанктПетербург, Государственный политехнический университет Email: nkozhevn@mail.ru Анализируются изменения курса общей физики за последние сто лет. <...> Показано, что в середине ХХ века произошел переход от индуктивноисторической к дедуктивно теоретической концепции изучения физики в вузе, которая привела к серьезным проблемам в преподавании этой дисциплины. <...> Многие современные курсы физики фактически выполняют роль словарейсправочников для подготовки студентов к централизованному тестированию. <...> Ключевые слова: преподавание общей физики, теоретический и эмпирический компоненты содержания, федеральный образовательный стандарт 3го поколения, примерная программа по физике. <...> Сокращается базовая трудоемкость физики в вузах, где почти повсеместно происходит переход на одно и двухсеместровый курс по минимальной программе. <...> Из ряда естественнонаучных направлений бакалавриата физика уже исчезла полностью. <...> Почему так получилось, что физика перестает быть наиболее авторитетным носителем знаний об окружающем мире? <...> Почему наши коллеги из учебнометодических объединений вузов, утверждавшие федеральные государственные стандарты (ФГОС 3), так спокойно секвестрировали физику? <...> Чтобы разобраться в этом, полезно проследить эволюцию дисциплины «Физика» в последние сто лет. <...> Вспоминает выдающийся ученыйгидромеханик Лев Герасимович Лойцянский [1]: «Отмечу как большую жизненную удачу то, что в Петроградском университете в 1917/18 учебном году мне привелось прослушать (и сдать) пользовавшийся заслуженной славой годовой общий курс физики, читавшийся известным ученым и замечательным педагогом Орестом Даниловичем Хвольсоном». <...> Эволюция курса общей физики от Хвольсона до наших дней 47 Это был курс классической физики. <...> Никаких новых веяний, типа представлений об атомном строении вещества <...>