Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 635165)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система
Вестник Университета Дмитрия Пожарского  / №1(2) 2015

Святополк Окаянный: установление отцовства (150,00 руб.)

0   0
Первый авторРанчин
Страниц18
ID419440
АннотацияВ статье рассматривается вопрос о достоверности известий Повести временных лет и Сказания о Борисе и Глебе, согласно которым отцом Святополка Окаянного был князь Ярополк, а матерью — гречанка, бывшая монахиня. В относительно недавнее время в исследовательской литературе истинность этих сообщений неоднократно подвергалась сомнению на основании текстологических и герменевтических аргументов. Эти аргументы подробно рассматриваются и признаются несостоятельными.
УДК94(47).02
Ранчин, А.М. Святополк Окаянный: установление отцовства / А.М. Ранчин // Вестник Университета Дмитрия Пожарского .— 2015 .— №1(2) .— С. 19-36 .— URL: https://rucont.ru/efd/419440 (дата обращения: 09.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

02 А. М. Ранчин Святополк Окаянный: установление отцовства Происхождение Святополка Окаянного ещё с середины позапрошлого столетия является предметом дискуссий среди историков, хотя Повесть временных лет как будто бы называет Святополковым отцом Ярополка, а не Владимира, взявшего себе на ложе Ярополкову жену после убийства её мужа, а Сказание об убиении Бориса и Глеба сообщает об отцовстве Ярополка уже очевидным образом. <...> И лишь в одном древнерусском памятнике — Чтении о Борисе и Глебе Нестора, также содержащем подробные сведения о «втором Каине», об отцовстве Ярополка ничего не говорится и родителем убийцы Бориса и Глеба назван Владимир. <...> Текстологические аргументы в пользу версии о недостоверности издимира1 вестий Повести временных лет о Ярополке и его жене — расстриженной греческой монахине как о родителях Святополка привел примерно спустя сто лет Н. Н. Ильин. <...> Он заметил, что эти известия, содержащиеся в статьях под 6485 и 6488 гг., являются интерполяциями, нарушающими связность летописного текста2 . <...> полагал, что древнерусский летописец — автор вставки о Святополке и его отце и матери — смешал русского князя с его польским тезкой княжичем Свентепульком, С. <...> Летописная статья 6523 года и её источник: (Опыт анализа). <...> 1) Studien zur altrussische Legende der Heiligen Boris und Gleb (5): Die Quellen der chronikerzдhlung: I. <...> 23–49; 2) Studien zur altrussische Legende der Heiligen Boris und Gleb (6): Die Namenlisten der Sцhne Vladimirs in den Chronikartikeln ьber die Jahre 980 und 988 und im «Skazanie» ьber Boris und Gleb // Zeitschrift fьr Slavische Philologie. <...> 20 Вестник Университета Дмитрия Пожарского (2015, №1) чьей матерью была, действительно, расстриженная монахиня — дочь маркграфа Тидриха. <...> (Свентепульк и Святополк состояли в свойстве, так как сводный брат Свентепулька Болеслав был тестем русского князя. <...> ) Соответственно, Святополк, как рождённый монахиней, нарушившей обет, представал исчадием греха — истоки совершённого Святополком братоубийства обнаруживались будто бы ещё в обстоятельствах, связанных с его зачатием и появлением на свет. <...> А историк <...>