М. Е. Грабко социокультурное пространство москвы и рабочие в конце XIX – начале ХХ в.: религиозный аспект В россии на вторую половину ХIХ в. пришлась эпоха интенсивного развития промышленности. <...> Это время отмечено существенными структурными изменениями в общественном укладе российской империи. активная индустриализация привела к резкому увеличению количества рабочих — вчерашних крестьян. становясь новыми жителями городского пространства, рабочие постепенно формируют отдельную социальную категорию, со своим мировоззрением и традициями. <...> В данной статье будет рассмотрено значение религиозного и церковно-просветительского аспекта в жизни рабочего сообщества в рамках трансформации социокультурного городского пространства. <...> За 30 лет, с 1871 по 1902 гг., количество жителей москвы . население города разрастральной россии1 увеличилось на 95 % (с 602 000 до 1 174 675 человек)2 талось за счёт пришлых людей, составивших по данным переписи москвы 1902 года 72,3 % от общего числа жителей. москва постоянно пополнялась крестьянами, численность которых соответствовала росту численности рабочих. <...> 170 Вестник Университета Дмитрия Пожарского (2014, №1) ние фабрики, не говоря уже об особенностях характера отдельных личностей — все это делало из рабочих чрезвычайно пёструю массу3 94 % вышли из крестьян, 88 % были жителями той губернии, в которой и работали, 43 % проживало при фабрике4 к началу ХХ в. основной возраст рабочих составлял от 17 до 30 лет (64, 11 %), . связь с домом существовала в двух видах: фактическое общение, присущее малоквалифицированным рабочим, возвращающимся на лето в деревню, и формальное, которое характеризовалось лишь поддержкой родственных отношений при круглогодичном пребывании на заводе. <...> Последний тип общения с деревней к 1905 г. стал наиболее распространённым. как писал современник, рабочими «деревня ещё не забыта, но и город не оставил их без своего внимания»5 . оказавшись в городе и устроившись на фабрику, рабочий <...>