Разумова, аспирант кафедры теории и экономики СМИ МГУ имени М.В. Ломоносова факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: maria1307@mail.ru ОТРАЖЕНИЕ МИРОВОГО ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА В РОССИЙСКИХ ДЕЛОВЫХ СМИ (на примере газеты «Коммерсантъ») Целью данной статьи является анализ освещения глобального финансового кризиса в российской деловой прессе. <...> Для исследования был выбран шестилетний период — с января 2007 г. по ноябрь 2013 г. Исследование показало, как трансформировалось отношение журналистов газеты «Коммерсантъ» к финансовому кризису: от оптимистичного 2007 года через более тревожный, однако полный надежд на быстрое восстановление экономики, 2008 г. к 100% признанию наступления мировой рецессии в 2009 г. Автор статьи на конкретных примерах раскрывает причины массовых заблуждений и источники ошибочных предсказаний сценариев развития событий, отраженных в статьях журналистов. <...> Введение Вопрос о том, какое воздействие информация оказывает на финансовые рынки, был и остается одним из самых важных как для журналистов и медиаисследователей, так и для профессиональных участников фондового рынка. <...> Американский финансист, создатель теории рефлексивности фондовых рынков Джордж Сорос [Сорос, 2013] и профессор Йельского университета Роберт Шиллер [Шиллер, 2013] сходятся во мнении, что именно каналы СМИ чаще всего используются для оказания давления на умонастроения частных инвесторов. <...> 105 Такой подход особенно актуален в современных, кризисных реалиях, когда за последние несколько лет ландшафт мировой финансовой системы существенно изменился и продолжает меняться дальше, вскрывая новые пласты проблем и увеличивая количество задач, стоящих перед экономистами, политиками и корреспондентами деловых изданий. <...> В ситуации всеобщей неопределенности, сомнений и опасений за судьбу мировой экономики как никогда прежде становится востребованной просветительская функция журналистики. <...> Взаимосвязь фондового <...>