Волкова, кандидат филологических наук, доцент кафедры фотожурналистики и технологий СМИ факультета журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова; e-mail: vvv@smi.msu.ru СПЕЦИФИКА МЕДИАДИЗАЙНА В данной статье рассматривается медиадизайн как компонент медиатекста, с одной стороны, и вид дизайна — с другой, а также предпринята попытка систематизировать представление об инструментах визуализации СМИ, преимущественно периодических изданий, проследить основные моменты ее развития и обозначить факторы влияния. <...> Формы организации текстов в материалы, рубрики, номера, программы, порталы, издания, характер иллюстрирования рассматривались под общим направлением «Дизайн СМИ» как нечто внешнее по отношению к контенту, как формальный признак в типологической матрице массмедиа. <...> Однако за последние двадцать лет картина медиамира существенно изменилась: визуализация стала одним из основных трендов развития СМИ, что заставило говорить о медиатексте как креолизованном, поликодовом, семиотически осложненном [Бернацкая, 2000]. <...> Более того, произошло перераспределение функций вербальных и визуальных (иконических, параграфем) компонентов медиатекста [Казак, 2010]. <...> В основе его лежит иной менталитет, расширение сознания информационного общества, что приводит к проблеме поиска адекватных форм выражения, формирования универсального интернационального языка, функции которого может успешно выполнять визуальный язык. <...> Визуальный язык ускоряет процесс коммуникации, при этом позволяет увеличить объем одномоментно передаваемой информации, делает ее восприятие максимально приближенным к модели, характерной для современного человека. <...> Подобная информационная «плотность» повлияла и на характер восприятия СМИ (наглядное чтение как первоочередное), и на принципы организации — максимальная визуализация конструкции медиатекста. <...> Просматривая полосы издания, страницы медиасайтов, переключаясь по телеканалам, реципиент «цепляется <...>