УДК ББК Ч458.091 ГСНТИ 14.29.01 О. Г. Приходько, О. В. Югова Москва, Россия ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА НАРУШЕНИЙ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ Аннотация. <...> В статье дан ретроспективный аналитический обзор отечественных диагностических методик психолого-педагогического изучения детей первых лет жизни с отклонениями в развитии. <...> Показана эволюция научных представлений о ключевых показателях и линиях психического развития детей раннего возраста. <...> Описаны требования к разработке психолого-педагогического инструментария для выявления отклонений в развитии детей первых лет жизни в контексте проектирования системы ранней комплексной помощи на современном этапе развития науки. <...> Выделены и охарактеризваны основные параметры, демонстрирующие уровень развития общения и предметной деятельности малышей. <...> На основании анализа теоретических источников и практического опыта деятельности сделан вывод о значимости в психолого-педагогической диагностике изучения и определения уровня сформированности у ребенка основных линий развития: социальной, физической, познавательной, а также степени развития ведущей и типичных видов деятельности, характерных для каждого конкретного возраста. <...> Авторы подчеркивают, что педагогическая диагностика выступает в качестве начального этапа в системе коррекционно-педагогического воздействия, являясь его отправной точкой. <...> Ключевые диагностика; психическое развитие; ранний возраст; возрастной подход; уровень развития; комплексное изучение; линии развития. <...> 85 Сведения об авторе: Приходько Оксана Георгиевна, доктор педагогических наук, профессор. <...> Место работы: заведующий кафедрой логопедии, директор Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета. <...> Место работы: кафедра логопедии Института специального образования и комплексной реабилитации Московского городского педагогического университета <...>