ГОСУДАРСТВО КАК ПРАВОПОРЯДОК: ПРЕОДОЛЕНИЕ ДУАЛИЗМА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В УЧЕНИИ Г. КЕЛЬЗЕНА С.Б. <...> Калиш Кафедра государственного и муниципального управления Российский университет дружбы народов ул. <...> Миклухо-Маклая, 10–2, Москва, Россия, 117198 Статья посвящена рассмотрению основных положений «чистого учения о праве» Г. Кельзена, отражающих его взгляд на соотношение государства и права, на правовое оформление властных структур. <...> Особое внимание в статье уделено тому, как Г. Кельзен преодолевает дуализм государства и права, что является значимым в контексте необходимости рассматривать эти явления не как антагонистические, а с позиций их взаимообусловленности и взаимного влияния. <...> Сложность государства и права как социальных явлений предопределяет неоднозначность их теоретических интерпретаций. <...> По мере развития общества возникали новые подходы к пониманию сущности государства и права и характера их взаимоотношений. <...> Одной из продуктивных попыток преодолеть концептуальный дуализм права и государства является «чистое учение о праве» Г. Кельзена. <...> Г. Кельзен рассматривал право как определенный порядок человеческого поведения, т.е. правопорядок. <...> Правопорядок носит принудительный характер и представляет собой систему норм, которые имеют общие основания действительности. <...> «Отдельная норма есть норма права, если она относится к определенному правопорядку, а она относится к определенному правопорядку, если ее действительность покоится на основной норме этого порядка» [2. <...> Для правопорядка, в первую очередь, характерны отношения взаимозависимости, которые существуют между нормами права, составляющими единую систему. <...> Г. Кельзен выделял два типа правопорядка: статический и динамический. <...> Статический правопорядок предполагает наличие системы, 39 Вестник РУДН, серия Государственное и муниципальное управление, 2015, № 2 в которой правовые нормы связаны друг с другом содержательно, поскольку «действительность <...>